Чемпионат мира, Эстония — 2015. Предварительная тренировка за три недели до…
03.11.2015
Алексей Шанин (154 статей)
поделиться

Чемпионат мира, Эстония — 2015. Предварительная тренировка за три недели до…

Предисловие.

Чужой водоем, расположенный далеко от дома, да еще и за пределами страны, всегда скрывает массу загадок. Это не просто чужое поле, а по-настоящему чуждая среда, где, не зная местной специфики, можно легко обмануться, сделав неправильные выводы. Но лично для меня это чертовски интересно! Такой опыт очень положительно влияет на способность ориентироваться в незнакомых условиях, позволяя максимально быстро построить оптимальную тактику на соревнования. Именно нынешний чемпионат, наравне с позапрошлогодним, прошедшим в Северной Ирландии, я могу выделить как образцовый. Сейчас, как и в тот раз, нам с Сашей Панчехиным удалось безошибочно определить верную тактику и, строго и дисциплинированно следуя ей, мы сумели достичь высочайшего результата!

Признаться, мне сложно начать написание этого рассказа. Эмоции еще переполняют, да и усталость от пережитых двух сумасшедших дней еще не прошла. Тем не менее, я решил написать отчет по горячим следам, пока все воспоминания ярки. Думаю, именно так мне удастся передать весь градус настроения восьмого чемпионата мира, уже ушедшего в историю.

Конечно, каждый, кто читает эти строки, успел ознакомиться с результатами чемпионата. Наша победа в личном зачете – это цель, к которой мы в тандеме с Панчехиным шли несколько сезонов подряд. Но при том, что мы заняли первое индивидуальное место, сборная России оказалась аж на восьмой строке командного зачета. Почему? Я не могу дать ответа на этот вопрос, все эти дни блуждающий по различным тематическим форумам в Интернете. Могу лишь отметить, что экипаж Сухов – Фоминых был готов к этим соревнованиям стопроцентно, однако не пошло. Так бывает в любом виде спорта, поэтому прошу ребят ни в чем не винить.

Сентябрь всегда невероятно насыщен спортивными мероприятиями, но в этом году график настолько плотный, что нам с Панчехиным даже не везде, куда планировали, удалось попасть,. Каждую неделю мы были на новом месте в разных странах и, что совсем сложно, на разных видах ловли, отчего появлялась дополнительная сложность с заменой снастей и снаряжения, и  приходилось прилетать всего на несколько часов домой сменить вещи. На первые выходные сентября были назначены отборы. Они должны были состояться на озере Вильянди в Эстонии, где планировалось  проведение чемпионата мира. Изначально подтверждение на участие дали почти все спортсмены, допущенные к квалификации в национальную сборную: призеры в личном и командном зачетах общероссийских соревнований (чемпионата и Кубка России), а так же, состав сборной предыдущего сезона, завоевавший «бронзу» чемпионата мира 2014 года во Франции на озере Бурже. Но в самый последний момент по каким-то причинам от участия в отборах отказались все, кроме состава сборной прошлого года, превратив нашу поездку на отборочные соревнования в обычный предстартовый сбор. Это позволило нам более тщательно изучить водоем и понять его специфику, ну а спортсмены, давшие подтверждение на участие в квалификации, но отказавшиеся от этой поездки, получили санкцию в виде дисквалификации из сборной России на один год, что не позволит им отобраться на следующий чемпионат мира 2016 года.

Таким образом, состав сборной был определен по простейшему принципу: кто приехал в Эстонию на сборы, тот и участвует фактически в чемпионате мира. Нам это, конечно, упрощало задачу изучения акватории, однако с точки зрения пользы для сборной считаю, что именно отборы смогли бы определить наиболее сильный состав. Но ни от кого из нас это не зависело, ведь люди просто не приехали.

Впрочем, отборы на месте проведения ЧМ – это не исключительно наша фишка, как минимум еще три сборные провели отборы в свои национальные сборные на озере Вильянди и сумели определить людей, чье понимание воды наилучшим образом сочетается с условиями этого конкретного озера.

Сам водоем оказался совсем необычным для проведения подобных масштабных соревнований. Самым непривычным является беспрецедентно малый размер озера: длина немногим больше трех километров, а ширина всего 200-250 метров. Максимальная глубина 12-13 метров, а рельеф очень однообразный: нет перепадов глубин, никакой структуры, напоминает ванну. Но, при этом, в торцах озера есть довольно обширные мелководные участки с густыми зарослями водорослей и кувшинки, что не могло нас не обрадовать. Ведь присутствие травы в большом количестве дает всегда нам некоторое преимущество. Ловля щуки в зарослях, можно сказать, главная наша специализация. Но об этом я расскажу подробней далее, когда детально опишу выбранную нами тактику.

Итак, второго сентября после обеда мы с Панчехиным прибыли в Вильянди. Ребята добирались на машинах (им намного ближе), поэтому, приехав раньше нас, уже вовсю тренировались. Погода, что называется, щучья: весь день не переставая льет дождь, а температура воздуха всего +16 – после краснодарских сорока очень непривычно. Конечно, отсутствие прессинга и подходящая погода положительно сказались на результате их сегодняшней ловли: каждый экипаж поймал по несколько десятков щук, правда, зачетного размера (45+ см) из них были единицы.

Вечером в ходе общения, собрали у ребят всю интересующую нас информацию, исходя из которой сделали вывод: ставку делать нужно на щуку (окунь штучный и в основном мельче зачетных 23 см). Конечно, за три недели многое на водоеме может измениться, поэтому будем проверять все возможные варианты. Ну а с щукой нужно определить главное в тактике: либо ловить всю подряд, калибруя из всей массы зачетную, либо попытаться подобрать приманку, которая хоть как-то отсечет мелочь.

Тренировка ЧМ_001

Утром следующего дня выходим на лодочную станцию. Владимир Иноземцев, зная наш плотный график и невозможность доставить собственные плавсредства, привез нам для тренировки свою надувную лодку.

Тренировка ЧМ_004

Нам оставалось только найти мотор, но это оказалось совсем не сложно – помог его отыскать в аренду местный резидент Алексей Пирожков, разместивший объявление с просьбой на эстонских форумах. Парень, предоставивший мотор, предложил нам арендовать его лодку и на чемпионат мира. Мы, правда, собирались ехать сюда на машине и тянуть лодку Панчехина для соревнований, но такое предложение за вменяемые деньги нас более чем устроило и сняло головную боль, как бы так успеть вернуться из Словакии с Trout Union Cup, чтобы успеть из Краснодара доехать своим ходом до Эстонии. Тем более, Сашин мотор в 80 л.с. здесь не нужен вовсе, озеро маленькое и  «двадцатки» вполне хватит. Тем более, на Вильянди еще и ограничена скорость передвижения – всего 30 км/ч. Так, что нет никакой необходимости в мощном навороченном катере.

Накачали лодку (давно я не ловил с ПВХ-шек), поставили мотор. Саша поехал на воду, а я поехал смотреть предложенную нам для участия в ЧМ лодку. Мне она понравилась: пластиковая, с таким же двадцатисильным мотором. Троим внутри достаточно комфортно и идет на воде те самые 30 км/ч – идеально! Даю добро и присоединяюсь к Панчехину. За время моего отсутствия (примерно 40 минут) он успел поймать нескольких щучек, две из которых зачетного размера. Вся рыба поймана на вертушку пятого номера Pontoon21 Synchrony #5. «Пятерку» Саша выбрал исходя из желания отсечь незачетных щук, насколько это возможно, однако не вышло – ловится все подряд.

Тренировка ЧМ_006

Тренировка ЧМ_005

Тренировка ЧМ_008

Тренировка ЧМ_009

Тренировка ЧМ_021

Я решил начать с колебалки «Панчёха», которую изготавливает краснодарский мастер Сергей Колесников, обловив ею прибрежную кувшинку. Незацепляемая конфигурация блесны позволяет проводить ее в самых густых зарослях водорослей. Результат не заставил себя долго ждать: три рыбы за полчаса, но все незачетного размера. У Саши вертушка тоже работала с хорошим показателем эффективности, но пойманные рыбы тоже были мельче 45 см.

Тренировка ЧМ_035

Потратив на траву пару часов, решаем сменить тактику и уйти в центральную часть озера. Здесь прибрежной кувшинки немного, но зато имеется береговой свал, вдоль которого на глубине до четырех метров встречаются редкие высокие водоросли. Такая бровка просто идеальна для применения крупных минноу. Чтобы не пересекаться в горизонтах ловли, специально берем с Панчехиным разные модели воблеров: Саша ставит OSP Asura Rudra 130SP, ну а я чуть более короткий DUO Realis Jerkbait 120SP, не уступающий «Рудре» в дальности полета, но ныряющий в стоячей воде чуть-чуть глубже. Именно исходя из того, что у меня чуть более глубинный воблер, мы развернули лодку кормой к берегу (Саша находился у мотора) и, совершая дальние забросы вдоль бровки, медленно сплавлялись по ветру. Дело пошло сразу!

Тренировка ЧМ_024

Поклевки следовали наперебой, однако и тут размер зубастых оставлял желать лучшего. Мы решили ловить все подряд и из этой массы незачета попытаться выделить зачетных и понять, каково соотношение. Довольно быстро мы поймали десяток… Вскоре полтора… Но ни одной щуки 45+! Где же она?! Ведь этих недомерков кто-то родил! Прочесали мы уже три сотни метров береговой бровки и, было, подумали, что делаем что-то не так, как вдруг у Саши поклевка – есть, но сопротивление рыба оказывает куда более мощное, чем все пойманные ранее рыбы. Вытаскивает, измеряем – 47 см. Отлично!

Тренировка ЧМ_015

Первая воблерная «зачетка», соотношение пока примерно 1:15. Делаю заброс, заглубляю воблер… Проводка одиночными и двойными рывками… Удар – есть! И тоже сопротивляется мощнее – 46 см!

Тренировка ЧМ_010

Тренировка ЧМ_011

Две зачетные рыбы с точки подряд – случайность?! Упираемся в место, но поклевок нет. Я беру другой спиннинг и забрасываю виброхвост на джиг-головке весом 7 граммов, но эффекта нет.

Смещаемся, снова беру снасть Realis Jerkbait 120SP, заброс – есть! Незачет. Саша, тут же ловит подряд две незачетные. Смещаемся еще – снова поклевок море, но все рыбы не кондиционные.

От ребят по рации приходит информация, у них дела примерно так же, как у нас: масса незачета и единицы щук 45+.

Продвинувшись вдоль бровки на полкилометра, мы дошли до мостков, с которых ловили поплавочники и доночники. Они явно прикармливают эти участки и, следовательно, скопление белой рыбы обязательно должно привлечь внимание хищника. Косвенно нашу теорию подтверждает и наличие большого количества верхоплавок в приповерхностном слое, стаи которых видно невооруженным глазом. Пройдя вдоль этого участка всего сотню метров, мы поймали восемь хвостов, из которых лишь три незачетные, а остальные пять — от 46 до 50 см!

Тренировка ЧМ_023

Тренировка ЧМ_012

Тренировка ЧМ_016

Тренировка ЧМ_014

И как из этого можно извлечь статистику?! Выходит, на большей части бровки держатся преимущественно мелкие незачетные щучки, но на определенных локальных участках скапливаются хищницы интересующего нас размера. Ребята тоже проследили похожую градацию, правда, не столь явно выраженную как у нас. Выводы пока делать рано, нужно более тщательно изучить озеро и только после всех дней тренировки делать однозначные выводы.

На следующий день озеро Вильянди стало испытывать жесткий прессинг: на тренировку приехали еще команды Латвии, Эстонии и Белоруссии, а литовцы решили провести отборы в свою национальную команду. Кстати, за неделю до нашего приезда здесь уже состоялись отборочные соревнования в украинскую сборную. К нашему удивлению, в Интернете было довольно много информации об уловах, были даже фото с пойманными рыбами. При этом, судя по нашему видению рыбалки на озере, вся информация от украинских спортсменов была правдивой, точно без попыток скрыть что-то. Собственно, как говорится, шило в мешке не утаишь. В столь локальных условиях все равно понимание, как действовать, приходит быстро.

Сегодня Володя Иноземцев попросил нас аккуратно изучить заросшие мелководья. Аккуратно – чтобы не привлечь излишнего внимания к траве. Ведь уже сейчас понятно, что с таким количеством людей на воде бровка будет «убита» моментально и нужно разведать возможный вариант «отскока».

В торцах озера, как я уже говорил, есть мелководья с травой и кувшинкой, которые упираются в затопленный камыш. Мы решили начать с левого от линии будущего старта. С утра здесь топятся лодки, многие стоят прямо в траве. Мы не решаемся сразу туда заходить, выжидая, когда народ разъедется в другие части озера, а встаем по бровке в сотне метрах от меляка. Здесь на воблеры берем несколько незачетных щук. По другой стороне, напротив нас, ловят Иноземцев с Давыдовым. Они тоже решили пробить траву, но, как и мы, ждут разъезда лодок.

Как мы и ожидали, торец опустел быстро – остались лишь пару лодок неизвестных нам спортсменов. Заходим на ковер кувшинки и очень быстро понимаем, что щука здесь есть и есть она в нормальном размере и количестве: за полчаса ловим три зачетных, две незачетных и видим несколько выходов за приманкой.

Тренировка ЧМ_027

Атаковавших колебалку – незацепляйку щук мы намеренно не добивали, их тут все равно никто не обидит. Выходим с травы и идем «чесать» бровку.

Здесь все как вчера: незачетные щуки клюют десятками, а зачетных почти нет, лишь Саша, поставив микроджиг в надежде поймать окуня, поймал зубастую на 47 см. Я тоже отличился зачетной рыбой, но не на бровке: увидев прогал среди камыша, забросил туда поппер DUO Realis Popper и его тут же яростно с прыжком проглотила щука на 49 см.

Тренировка ЧМ_028

Тренировка ЧМ_029

Продолжая прочесывать бровку крупными воблерами, мы все еще пытались понять статистику поклевок зачетных и дозачетных щук. Но продолжали клевать исключительно малыши… В одном из мест (напротив желтого буя, установленного для гребцов) я поймал на Realis Jerkbait 120SP окуня длиной 27 см.

Тренировка ЧМ_030

Тут же, при очередной проводке, когда воблер уже подошел к лодке и я стал его выматывать, за приманкой поднялась щука, да не простая, в сверхзачетная – 80-85 см! Это как минимум 3,5 кг! Мы с Сашей обомлели от удивления, оказывается крупная рыба здесь есть и поймать ее вполне реально! Запоминаем точку. Забегая вперед скажу, что запомнили мы ее вовсе не зря, именно здесь нас ждала та самая «золотая рыбка» второго тура чемпионата мира!

Ближе к полудню смещаемся в центральную часть озера и обнаруживаем там обширное мелководье, затянутое кувшинкой. Здесь же прямо в воде имеются заросли хвоща. Берем спиннинги, оснащенные колебалками «Панчехами» и начинаем прочесывать место. Как оказалось, мы нашли самое плотное скопление щук на всем озере: выходы и поклевки разных щук почти на каждой проводке! Да и рыба, судя по всему, весьма и весьма зачетного размера!

Выходим отсюда, пока не привлекли к себе излишнее внимание (вокруг много глаз) и докладываем по рации остальным о нашей находке. Иноземцев просит больше не беспокоить место, проверим его еще раз завтра.

Далеко отсюда мы решили не уходить, а пробить бровку вдоль этого мелководного участка. И тут наша статистика, наконец, начала проявляться:  на пять-шесть бэби-щук (средний размер 39-44 см) приходится одна зачетная (45-48 см). Работают и «Рудра», и «Джеркбейт 120». Однако поклевки сегодня существенно более редкие, чем вчера. Прессинг, едва начавшись, дал о себе знать сразу.

Мой, бедняга Realis Jerkbait 120SP, который по приезду сюда был извлечен из заводской упаковки, истерзан этими голодными шнурками так, будто этим воблером я ловлю уже на протяжении сезона в самых лучших щучьих местах! А по факту не наберется и десятка зачетных рыб за два дня, пойманных на Вильянди.

В третий день тренировки мы решили произвести небольшую ротацию экипажей: Дима Давыдов поплыл с Панчехиным, а я перешел в катер к Иноземцеву. Нашей с Володей установкой на сегодня стала детальная проработка мелководных участков, особенно в правом торце озера, где самая плотная густая растительность. Иноземцев выразил интерес к тому, как я ловлю в таких местах используя колеблющиеся блесны работы Сергея Конесникова. У него таких колебалок не много в арсенале, да и пользуется он ими вовсе не часто, потому попросил показать, как это делается в густых зарослях.

Выйдя на воду, «рассыпаемся» по акватории. Мы прямиком пошли в правый угол, но подплыв к месту, решили скорректировать планы и уйти в сторону. По бровке у интересующего нас места встали две лодки спортсменов из других сборных, поэтому мы приняли решение встать неподалеку и подождать, когда те уплывут. Примерно через полчаса обе лодки ушли. Мы за это время успели поймать по одной незачетной щучке: я на колебалку из травы, Володя на воблер с бровки.

Дождавшись, когда тренирующиеся спортсмены конкурирующих команд покинули интересующую нас акваторию, подходим к заросшему меляку. Здесь, как и на найденной вчера нами с Панчехиным мелководном участке, названном «партсобранием», тоже вперемежку растут водоросли, кувшинки и поляны хвоща. Это верный признак присутствия щуки, впрочем, мы очень быстро убедились, что здесь зубастой действительно много: выходы за колебалкой следовали почти на каждой проводке, а через некоторое время я поймал хорошо зачетную по меркам этого озера щуку – 59 см!

Кроме этой хищницы, мы видели щук зачетного размера, которые не успевали схватить колебло (у нас ведь первостепенная задача выявить плотность рыбы, не «спалив» место). Особо долго мы не стали упираться тут, вокруг уже стали обступать другие лодки…

Перейдя на новое место попадаем под очень сильный ливень. Казалось, куда сильнее, но этот поток небесной воды внезапно усилился еще многократно, будто прямо над головой повесили душ с сильным напором. Тем не менее, щука и теперь клевала – прямо в разгар «водных процедур» я поймал щучку на 44 см. Не зачетная, но поимка была весьма экстремальной.

После дождя мы стали прочесывать дальнюю левую стенку камыша, уделяя внимание каждому локальному закутку. Нужно их обязательно проверить, ведь на таком маленьком водоеме на соревнованиях с колоссальным прессингом будет в прямом смысле выцарапывание рыбы из всех дырок, откуда только возможно. Мы уже предвкушаем это, потому стараемся быть готовыми по-максимуму. Однако зачетную рыбу за полдня мы увидели лишь в одном месте: щука, явно в размере 60+ см, яростно атаковала блесну в кувшинке, но промазала, а добивать я ее не стал – повсюду глаза конкурентов…

Ближе к вечеру в одном из мест клюнула хорошо зачетная щука на 54 см, которая заглотила мою колебалку без шанса на сход. Мы уже поняли, что щуку свыше «полтинника» здесь смело можно считать бонусом, ибо 90% всех зубастых, клюющих на любые приманки – это щурята, в лучшем случае имеющие зачетные 45 см…

Доловив до конца дня еще по несколько щурят, возвращаемся на берег. Я сегодня показал Иноземцеву некоторые нюансы, как он сам называет, «ловли в ботве» с применением адаптированной для этой ловли блесны. Ему, приверженцу преимущественно рельефной ловли, не вполне понятны некоторые моменты такой рыбалки. Приманка Володе понравилась, он даже попросил изготовить ему лично некоторое количество колебалок именно в такой не серийной спортивной конфигурации.

Последний день тренировки мы вновь проводим своим экипажем. Нам с Панчехиным уже на водоеме почти все ясно: понятно, чего ожидать на соревнованиях, известен средний размер рыбы, нами поняты ее предпочтения. Сегодня нашей задачей является подбор приманки и техники ее проводки, которая будет наиболее актуальна по бровке. Мы немного понаблюдали за белорусами, литовцами и латышами – в бровку они все «въехали». Впрочем, твичинг крупных минноу нынче очень популярен и, конечно, все водоем прочитали правильно. Однако был один нюанс, который мы поняли ближе к вечеру этого крайнего дня: все конкурирующие команды использовали крупные воблеры, такие, как OSP Asura Rudra, DEPS Balisong 130, Jackall Magsquad 128, Lucky Craft Pointer 128, DUO Realis Jerkbait 120 и им соразмерные. К исходу этого дня на всей акватории не осталось ни единого участка береговой бровки, который бы не «пропылесосили» этими крупными приманками и активность рыбы, следовательно, резко упала. Даже шнурки-недомерки перестали клевать, от той активности, что наблюдалась позавчера, не осталось и следа. Водоем «забомбили» в ноль…

Я предположил, что щука уже привыкла к размеру этих приманок, которые проводились в основном очень шаблонной однообразной проводкой. В таком варианте были лишь сняты сливки, но ведь рыба не изымалась, к тому же, уже стали попадаться щучки со свежими следами от крючков на морде. Значит нужно искать варианты.

Сначала мы попробовали силикон: пелагический джиг на легкой джиг-головке. Результат был, но скромный. Резина явно и сильно проигрывала крупным воблерам в эффективности. Хотя и они не давали прежнего результата… Тогда я сделал предположение, что нужна более компактная приманка, в объеме существенно отличающаяся в меньшую сторону, но улетающая на такое же расстояние, как, например, Asura Rudra. Сначала я попробовал Megabass Vision One Ten 110SP – он играет классно, но заглубляется недостаточно и летит не так далеко, как нужно, не его условия. Ставлю OSP Asura Varuna 110SP: летит отлично, играет как надо, но тоже заглубляется недостаточно. Впрочем, нескольких щук за пару часов я ей уговорил. Меняю и пробую Pontoon21 Cablista 125SP: летит – супер, играет очень размашисто и широко, но до нужного горизонта (2,2-2,5 м) не доныривает. Эта приманка тоже принесла нескольких щурят, а на одной из проводок у самой лодки за «Каблистой» из глубины поднялся очень крупный окунь, явно за килограмм… Но атаковать воблер он не стал.

Тренировка ЧМ_036

И вот к четырем вечера, когда тренироваться оставалось лишь час, я ставлю еще одного испытуемого – Megabass ITO-Shiner 115SP, который в коробке был всего в единственном экземпляре. С первого же заброса я понял, что по полетным качествам этот минноу превосходит все остальные ранее опробованные и по дальности полета вполне конкурирует с «Рудрой», которую я считаю в этих условиях эталоном дальности. Заглубив ITO Shiner, я стал ощущать, как он цепляет придонные водоросли, до которых предшественники не могли достать. Ну а игра у него, пожалуй, самая «живая» из всех: очень реалистичное движение даже при слабом рывке. Я решил проверить проводку с применением более мягких рывков, и это оказалось очень и очень действенно: за последний час при помощи именно ITO Shiner я поймал дюжину щук – столько, сколько за все время с самого утра! И это в условиях прессинга – именно то, что я искал! Панчехин, видя результат, полностью согласился с моим заключением, что именно этот воблер может подобным образом «стрельнуть» на самом чемпионате мира.

Тренировка ЧМ_034

Впрочем, забегая вперед скажу, что именно работа, проделанная в последний день свободной тренировки, стала во многом залогом успеха нашего выступления. Каким образом? Читайте в продолжении…

Алексей Шанин

Мастер Спорта международного класса по спортивному рыболовству. Обладатель двадцати медалей чемпионатов мира, девять из которых золотые.Пятикратный чемпион России. Автор тематических документальных фильмов о спиннинговой ловле и публикаций в общероссийской и международной периодике.