Летняя Волга. Первая разведка.
06.11.2017
Алексей Шанин (154 статей)
поделиться

Летняя Волга. Первая разведка.

Каждый год в начале лета мы с друзьями… Нет, не идём в баню, мы едем на Волгу! Эту традицию я соблюдаю и не нарушаю уже в течение 12 лет и езжу я не на нижнюю Волгу, а на среднюю. Мой выбор обусловлен, прежде всего, многообразием условий ловли: есть и мелководья с травой; и свалы с ярко выраженными бровками; и поливы с длинными стелющимися водорослями, стремящиеся «лечь» под натиском течения; и даже настоящие перекаты с сильным потоком воды. Всё это многообразие условий делает рыбалку очень разноплановой, здесь целенаправленно можно ловить любого из основных хищников. Я, традиционно, наибольшее внимание акцентирую на ловле щуки и в здешних условиях это, действительно, очень интересно. Как правило, больше всего времени я провожу на поливах и косах с фоновой глубиной 2,5 – 4 метра и ловлю здесь воблерами: крупными минноу и крэнками. Меньше времени уделяю джигу на свалах и глубинных пупках, но и это занятие здесь весьма увлекательно, ведь не редко «влетают» весьма крупные щуки. Однако в этот раз всё оказалась не просто, с рыбой возникли трудности.

Этот год в центре Европейской части России по температурным показателям и осадкам очень сильно выделяется: в течение всей аномально холодной весны дожди заливали почти все регионы верхне-волжского бассейна, что вызвало очень затяжной период паводка. Высокий уровень воды в июле – такого не было ещё никогда. Вся эта аномалия за собой потянула цепочку природных задержек: более поздний нерест всех рыб; низкая температура воды (+17 в июле!); медленный рост водной растительности и, как следствие, непредсказуемое изменение режима питания рыбы, которое мы в полной мере ощущали в течение всех дней рыбалки, пока не сумели приспособиться.

Я очень не люблю дальние поездки на автомобиле, особенно учитывая крайне низкое качество дорог в Поволжье, однако желание рыбачить со своей лодки пересиливает нежелание рулить более суток. Ведь когда твой катер оснащён всем необходимым для поиска рыбы и комфортной рыбалки, нет желания садиться в арендованную «Казанку». Поэтому мы и выдвинулись в Самарскую область со всем своим.

Позади 26 часов в пути и, наконец, поздно вечером, крайне уставшие прибываем на базу «Удача». Отсыпаемся до обеда следующего дня, приходим в чувства и готовимся к разведывательной вечерней рыбалке: спускаем катер на воду и готовим снасти.

Уровень воды, действительно, очень высокий – почти на метр выше обычного летнего значения, а прозрачность самой воды ниже обычного.

В четыре вечера выходим на воду. Первым делом я решил прокатиться по знакомым местам, начав с довольно локального места: бровка с перепадом глубин с 3 на 6 метров. Здесь можно погонять и воблеры, и джиг. Я попробую новую резину Daiwa длиной пять дюймов, которую оснастил двойным крючком 6/0 и головкой 12 граммов. Результат последовал почти сразу – клюнула некрупная щучка.

Алексей Ивашков начал с глубинных воблеров, но в этом месте результата не было. Да и у меня дело ограничилось всего одной поимкой щурёнка. Идём на большую воду. По пути наш оператор Вадим среди патрубков проводки, ведущей к двигателю, заметил «безбилетника». Это был обыкновенный уж, замаскировавшийся под патрубки и провода.

На большой воде иду на известное мне место, где в прошлом году отлично ловились крупные окуни и щуки. Я ставлю ту же крупную резину Daiwa на головке 26 граммов, а Ивашков проверенную Awaruna 4’5” от Pontoon21 с такой же тяжёлой «чебурашкой». В этом месте свал идёт с глубины 4 метров почти отвесно до отметки 16 метров. А примечательно место тем, что здесь находится угол свальной стены, который преломляет течение. В таких местах любит концентрироваться белая рыба, рядом с которой всегда пасётся хищник. Забрасываем, начинаем проводку и, почти синхронно, ловим по рыбе: я судачка, а Ивашков солидного окуня.

На следующей же проводке ловлю второго точно такого же судачка.

Очевидно, здесь находится стая плюс-минус одинаковых по размеру рыб.

Время шло к вечеру. Я предложил переехать на более глобальное место: обширный полив с фоновой глубиной 3-5 метров, окружённый вокруг глубинным свалом в 15-17 метров. Здесь можно рассчитывать на поимку любой хищной рыбы, но ловить намного удобнее не джигом, а воблерами. При этом годятся приманки любого типа, заглубление которых вкладывается в здешние глубинные рамки.

Полив здесь обширный. На такой площади рыбу ещё нужно поискать, но в моём распоряжении имеются два верных помощника: опытный глаз, способный разглядеть нюансы на воде и электроника в виде структурсканера Lowrance HDS12, помогающего быстро просканировать и обрисовать рельеф во всех его деталях. Казалось бы полив не имеет ничего выдающегося в структуре рельефа: пологие спуски, такие же подъёмы… Но, всё же, потратив минимум времени на поиск, я обнаружил на пустом дне довольно локальный бугор, на верхней части которого глубина была 3 метра (на фоне 4-5 метров вокруг) и имелось несколько кустов водорослей. Оглядев акваторию вокруг я быстро увидел самый верный признак присутствия хищника – аккурат вокруг бугра у поверхности держалась большая стая малька. Я говорю: «Здесь мы точно оторвёмся сейчас!» Сказал это настолько уверенно, что шансов на иной исход просто не было.

Ивашков, взглянув на запись рельефа, открыл коробку с крэнками и взял оттуда воблер Megabass Deep-X Free 3.0 Он однажды посмотрев мой сюжет о ловле крэнками, настолько проникся, что в этой поездке решил этим приманкам уделить максимум внимания.

Я же захотел сразу поймать «бонуса»: поставил очень крупный минноу Megabass Kanata 160!

Алексей Ивашков успел первым метнуть крэнк в направлении подводного бугра и, едва заглубив воблер, делает подсечку – есть!

На крючках солидный голодный окунь.

Я делаю заброс в том же направлении, провожу серию интенсивных рывков и ощущаю мощную потяжку – есть! Но и это не щука, как я надеялся, а крупный окунь.

Ну а дальше – всё по моему прогнозу: в течение целого часа ни единой пустой проводки! Окуни клевали как сумасшедшие!

Размер в среднем от полукилограмма до полутора! Самое настоящее «Эльдорадо»: садится на крючки окунь, сходит… Но, тут же, садится ещё один! За этот час мы поймали два-три десятка горбачей! Казалось, что этот клёв невозможно остановить… Однако едва солнце коснулось горизонта, как поклёвки резко прекратились. Я поставил крэнк как у Ивашкова и сумел на него поймать лишь одного финального окуня.

А следом, почти под самой лодкой, когда крэнк цеплял лопастью дно, клюнул и небольшой судак.

По опыту многих лет рыбалки на Волге знаю, что сумерки идеальное время для поимки на поливе крупной щуки. Я предположил, что такое невероятное поголовье крупных окуней не давало щукам подойти к стратегически важному для рыб подводному бугру и теперь, когда «помещение очищено», можно рассчитывать и на поимку зубастой хищницы. Чтобы уж наверняка поймать, ставлю самую проверенную и эффективную приманку в моём топе крупных минноу – OSP Asura Rudra 130SP. Этот воблер мне за многие годы принёс большое количество крупных волжских щук, поэтому в эту приманку я верю больше всего. Первые несколько проводок прошли впустую. И вот, когда я сделал заброс «последней надежды», случилась желанная поклёвка – есть! По характеру сопротивления понимаю, что это вовсе не щука. Но и не окунь. Подвожу рыбу к лодке и у поверхности на крючках Рудры появляется голавль!

Не часто, но, всё же, голавль атакует почти любые щучьи приманки. Думаю, на тот же Megabass Kanata 160 эту рыбу тоже вполне реально поймать.

Продолжение следует…

Алексей Шанин

Мастер Спорта международного класса по спортивному рыболовству. Обладатель двадцати медалей чемпионатов мира, девять из которых золотые.Пятикратный чемпион России. Автор тематических документальных фильмов о спиннинговой ловле и публикаций в общероссийской и международной периодике.