Новости

11.03.2015

Две части рассказа о тренировке на горной реке опубликованы в блоге

После прошедшего осенью второго Кубка России по спиннингу с берега команда краснодарского края осталась на зарыбленной реке на два дня, чтобы провести работу над ошибками и отработать навык ловли ручьевой форели вертушками и «резиной»

17.02.2015

Выманить из камыша и поймать!

Новый большой отчет в блоге рассказывает об отработке навыка выманивания щуки из затопленного камыша при помощи бескрючковой поверхностной приманки и «резины» на офсетном крючке

Блог

Алексей Шанин
Добавлено: 15/10/2013 (14:25)

10-13 октября 2013 года (Часть 2)

Дожидаемся результата, он нас озадачивает:

1.     Россия

2.     Италия

3.     Литва

Личный зачет:

1.     Итальянцы Panareo Nicola и Sivero Marcello

2.      Мы с Панчехиным!

3.     Литовцы Prialgauskas Janas и Valukonis Vladas

4.     Саша Сухов с Валерой Фоминых

Такой результат настораживает ничуть не меньше, чем радует. Конечно, мы очень стремились к такому раскладу, но представлять его абстрактно и иметь по-факту – это две огромные разницы, чисто спортивная психология: достичь вершины проще, чем на ней удержаться.

Несколько омрачило обстановку поведение сборной Италии, написавшей протест на команды России и Украины. К украинской команде была претензия, что их спортсмены ловили троллингом! И они это могут подтвердить снятым видео, а россияне им не понравились тем, что ловили у линий электропередач. Впрочем, сомнений в том, что эти протесты будут отклонены, не было. Как оказалось, один из экипажей сборной Украины ловил с дрейфующей лодки, что правилами не запрещено и не может считаться троллингом. Ну а нижегородцы действительно стояли неподалеку от ЛЭП, однако место это не было отмечено на карте как запретное, на воде не находилось никаких предупреждающих знаков, поэтому и этот протест был отклонен.

Вечером собираемся вместе. Иноземцев официально объявляет о том, что в нашей команде во втором туре выступаем тем же составом – замены не будет. Начинаем разбор первого тура. Мы докладываем о том, как, на что и где ловили, делимся своими выводами. Нижегородцы ловили в основном на русле и вся рыба была поймана только на джерки, при чем, все шесть поймал Сухов. Я высказываю опасение, что завтра, в силу объективных обстоятельств, поймать джерком будет куда сложнее, поэтому нужно иметь в запасе альтернативные варианты. Это все понимают, поэтому более детально обсуждаем мелководную ловлю, которая нам с Панчехиным сегодня дала шесть из восьми пойманных щук. У нижегородцев основное направление – это открытая вода, но и на мелководье они ловить умеют, должны справиться. Так же мы детально рассказали, на что, где и при каких обстоятельствах поймали щук, особое внимание заострили на последних трех, пойманных в «запретном» озерце. Иноземцев оправдал свое давление на нас тем, что хотел послать нас туда во втором туре, мол, рыба там есть. Мы с Сашей знали, что ловля щуки на мелководье – далеко не конек Владимира, поэтому поверили Федосееву, поймавшему там на тренировке хорошую щуку. Да и итальянцы, которые не столь уж сильны в щуке, наковыряли в этом болоте 15 штук! При желании их запросто можно было подвинуть. Ну да ладно, все равно расклад в нашу пользу: мы с Панчехиным вторые, нижегородцы – четвертые, а команда - лидер. Задел есть, нужно завтра дать бой!

Быстренько определились и с тактикой на завтрашний день: мы со старта идем в озерцо, а нижегородцы идут вверх к автомобильному мосту. Там и на сентябрьской тренировке, и сейчас, перед чемпионатом, щука была и хорошо реагировала на крупные минноу и джерки. Но пути отступления тоже нужны, благо там неподалеку есть локальные мелководные места, на которых мы нашли щук зачетного размера.

В номере с Сашей проводим уже свое совещание, осмысливаем собственные неточности в тактике. Я решаю произвести замену одного из удилищ: на завтра вместо St.Croix Legend Extreme LXS70MF2 (до 17,5 гр.) собираю менее мощный LXS70MLF2 (до 10,5 гр.) Это вызвано тем, что наша основная ставка делается на мелководные участки, на которых планируем использовать воблерки среднего размера: DUO Tide Minnow 75F, DUO Realis Jerkbait 100F, Pontoon21 Shallow First 85/100F, Megabass FX-9 и им соразмерные модели. Как в последствии оказалось, эта замена удилища на более легкое поспособствовала нашему результату.

13 октября. Утром просыпаемся в отличном настроении. Завтракаем, спускаемся к лодкам. Джеймс нас уже ждет. Зная его симпатию к нашей стране, решили подарить ему элемент официальной формы сборной России – шапку с надписью «RUSSIA». Джеймсу подарок приглянулся.

Главный судья дает старт на выдвижение.

Лодки опять разделились примерно поровну: одна группа пошла вверх, другая вниз. Слева от нас плывут итальянцы, по поведению видно, что явно собираются туда же.

Путь по реке до проходки проходим быстро, менее чем за десять минут. Первыми туда заходят итальянцы, следом мы. Но большинство из тех, кто намеревался пройти выше, заметив наш маневр, развернули лодки и рванули вслед за нами в проходку. Всего в озерцо зашло восемь лодок (считая нас).

Встали все так, как получилось, местечко ведь локальное. Итальянцы, войдя первыми, заняли самый перспективный участок, мы встали сбоку них на оптимальном расстоянии. За итальянцами встал еще один экипаж (команду не помню). Тут итальянцы снова показали характер: один громко попросил подвинуться тех спортсменов, считая, что они нарушают минимально допустимую дистанцию в 50 метров. Те отказались, тогда итальянцы попросили их назвать свой номер и пообещали написать протест. Мы с Сашей прекрасно видели, что расстояние в 50 метров соблюдено, я взял камеру и снял это на видео, дав свой комментарий не в пользу итальянской команды. В случае подачи ими протеста, эта запись станет доказательством обратного. Даже Джеймс отметил это позитивно, сказав: «Good idea, Alexey!» Впрочем, развития этой ситуации не последовало.

10.00 Старт! Саша начинает ловлю с подповерхностного воблера Daiwa X-Cross Morethan 120F, а я решил покидать в глубокой части джерк. Саша уже через 5 минут подсекает – есть, но на крючках оказывается щучка незачетного размера.

Итальянцы минут через пятнадцать после старта ловят первую зачетную щуку. Мы поднимаем якорь, подвигаемся на 5-7 метров ближе к камышу, здесь начинается очень перспективное поле кувшинки вперемежку с водорослями, среди которых есть небольшие оконца. Саша бросает вдоль кувшинок, а я взял спиннинг с колебалочкой и решил пробить самую гущу. Результат нулевой. Итальянцы ловят вторую.

Самый интересный прогал, до которого я не достаю колебалкой, находится неподалеку от итальянцев и они еще туда не бросали. Я беру коробку с поверхностными приманками, достаю один из самых дальнобойных уокеров – DUO Realis Pencil Jr. и легко им достаю интересующее место. Едва начав проводку, вижу как кувшинка у прогала, буквально, зашевелилась и тут же произошла мощная поклевка на самой поверхности – мимо! На вид, в щуке было верных 3,5-4 кг, а это более 80 см к зачету! Но она не укололась, а итальянцы тут же начали «бомбить» это место. Я повторил заброс – реакции никакой. Тогда мы подвигаем лодку еще на несколько метров и теперь я легко могу достать до этого места колебалкой. На первой же проводке, ровно в том же месте, случилась поклевка – подсекаю, рыба (явно крупная – та самая!) засеклась, но, мотнув несколько раз головой, сходит.

Прошло 40 минут. Итальянцы поймали третью, у нас ноль. Связываемся по рации с ребятами на берегу, докладываем обстановку. Они сообщают, что у нижегородцев пока тоже пусто.

Мы решаем переместиться на другие участки, тем более, большинство других зашедших с нами в озерцо экипажей начинают выходить в реку. Бегло пробиваем заросшие участки – тишина. Подходим к камышу, у меня поклевка – есть! Незачет, мелкая щучка… По рации слышим голос Иноземцева: «Ребята, у вас еще полчаса и выходите оттуда. Теряете время». Мы, конечно, понимаем прекрасно, что время уходит, но есть ощущение, что это место еще не все сказало. Проходит еще 10…15…20 минут. На очередной проводке у Панчехина поклевка – есть! Он начинает вываживать (щука зачетная!), я схватил подсак… Сход! Обидно!!! Очень досадно, в горле ком! Двигаемся вдоль камыша на 15-17 метров. Здесь у самой стенки очень заманчивый прогал. Делаем по несколько забросов – пусто. Итальянцы ловят четвертую, при том, они настолько удачно встали, что с момента старта их перемещение носило крайне локальный характер: 10 метров вправо, 10 метров влево…

Прошло 2 часа с момента старта. Ощущение сухости в горле нарастает, ведь делаем все правильно, не хватает элементарного везения. Наша колебалка уже не работает столь же эффективно, как вчера. Поэтому вносим множество изменений в ловлю, пытаясь найти самый правильный вариант. Саша берет удилище с мини-джерком, делает несколько забросов и, в том самом прогале у камыша, поклевка – есть! Я бросаю свой спиннинг, хватаю подсак, Саша подводит ее… Все! Рыба в подсаке, но уж подозрительно щука короткая… Дрожащими руками кладу зубастую на судейскую линейку – ровно 50 см! Миллиметр в миллиметр!

Все, уходим отсюда, есть в запасе еще несколько мест, в которых мы уверены. Самое главное – от нуля ушли, теперь все должно пойти по нарастающей. Сообщив по рации о поимке зачетной щучки, интересуемся результатом нижегородцев – у них по-прежнему ноль.

Вышли в реку, держим курс на куст, свисающий над водой, напротив которого всегда удавалось поймать дежурную щуку на Рудру. По пути из рации раздается голос Иноземцева: «Леша, Саша, как слышите? Нижегородцы ушли от нуля! Щука 61 см.» Мы обрадовались! Значит, все будет хорошо, мы не сдадимся!

Подошли к кусту, тут к нам подъехал катер с прессой. Капитан вежливо спросил разрешения поснимать нас, мы дали добро. Почему-то очень многие отказываются и выгоняют прессу. Я считаю это неправильным и некрасивым жестом, ведь пресса – это проводник между спортом и обществом. Стало быть, рассказать о событиях в рыболовном спорте, тем более столь масштабных, как чемпионаты мира – это наша общая задача! Катер с прессой держался на оптимальном от нас удалении, никак не мешая нашей ловле.

Пробыли мы у куста не долго – минут 15-20, сделав по несколько очень аппетитных проводок в наиболее перспективных плоскостях. Активная рыба всегда проявляет себя сразу, значит, здешняя щука не настроена на охоту. Быстро советуемся с Сашей и идем во второе озерцо, вход в которое находится рядом с отелем. Утром туда зашел один ирландский экипаж, но, судя по тому, что уже через час они зашли к нам в озерцо, с которого мы сегодня начинали ловлю, дела у них там не пошли. Но это не показатель вовсе, каждый ловит свою рыбу.

Зайдя в интересующее нас место, мы сразу подошли к самому углу этого залива. Здесь трехметровая глубина переходит в мелководье, значит это самое удобное место для стоянки щуки. Я беру спиннинг с колебалочкой, забрасываю на самый меляк, начинаю проводку и тут же следует атака – мимо! Повторяю заброс, но больше рыба приманкой не интересуется. Ладно, думаю, пускай отдохнет, позже ее возьмем. Панчехин кидает колебалочку к редкому камышу и ведет ее ближе к камышовой стене. Подводя приманку к лодке, делает холостую подсечку, поворачивается ко мне и говорит: «Была!» Я хватаю легкий спиннинг, быстро ставлю на него DUO Tide Minnow 75F, забрасываю его в том же направлении, где у Саши была поклевка и начинаю вести мягким плавным твичингом. Подводя приманку к лодке, Саша, видя место нахождения приманки, говорит: «Вот, где-то здесь!» Едва он закончил фразу – происходит мягкая очень нежная поклевка, подсекаю – есть! Саша настолько быстро схватил подсак, что от момента поклевки, до взятия щука подсаком прошло не более пяти секунд! Рыба не велика, но зачетная!

Докладываю по рации: «Взяли вторую! 52 см!» Иноземцев отвечает: «Отлично, но постарайтесь размер увеличивать!» Это уж не от нас зависит, слава Богу, что в столь сложных обстоятельствах при крайне низкой активности рыбы удается ловить хоть таких. У нижегородцев пока по-прежнему одна.

Отпускаем щучку. Вывод – надо упереться в воблерок, для Tide Minnow здесь идеальное поле! Теперь мы с Сашей решили действовать тандемом: если кто-то проявляет рыбу в глухом месте (редком камыше, в прогале, в кувшинке) колебалкой, то добираем ее воблером, так гораздо надежнее. Забегая вперед, скажу, что с этого момента нами не была упущена ни единая возможность!

Смещаемся от угла левее на двадцать с небольшим метров. Здесь начинается редкий камыш с отдельными кустами кувшинки. Незацепляйка и не нужна, при умении ювелирно провести воблер он будет предпочтительней. Забрасываю под стенку камыша Tide Minnow, провожу его очень медленно, совершая мягкие рывки, с паузой между сериями рывков. Уже на первой проводке, всего в шести-восьми метрах от нас, происходит визуальная поклевка – есть! Заводим щуку в подсак! Воблер целиком в ее пасти, сойти не было даже теоретического шанса!

Докладываю на берег: «Третья! 61 см!»

Проходим всю стенку, детально облавливая каждый ее метр. Но больше пока ничего… До финиша остается всего два с половиной часа. Подойдя к широкому выходу из залива, натыкаемся на довольно густую траву, в которой очень локальные оконца размером не крупнее, чем метр на метр.

Мы берем спиннинги с колебалками, начинаем пробивать эти оконца. На одной из проводок, всего в трех-четырех метрах от лодки, у меня происходит холостая атака. Мы с Сашей синхронно пригибаемся, чтобы не испугать щуку. Очень тихо тянусь за легким спиннингом, делаю короткий заброс. Рывок… Еще рывок, пауза… Даю воблеру медленно всплыть до самой поверхности и делаю два очередных рывка… Вдруг из глубины оконца вылетает за воблером щука и… Мажет! Джеймс с Сашей сжались… Я повторяю заброс, снова повторяю мягкую рывковую проводку с паузами – щука снова вылетает и мажет! Пульс зашкаливает настолько, что в вески отдает барабанной дробью! Но тут главное сохранять хладнокровье. Забрасываю еще раз, повторяю все заново, еще медленней, чтобы уж наверняка больше не промазала… Рывок… Еще рывок… Воблер уже прошел через все оконце и в момент, когда я хотел достать приманку чтобы повторить заброс, происходит атака – есть! Теперь засеклась! Саша срабатывает подсаком очень оперативно – четвертая щука наша! Джеймс смотрел на нас круглыми глазами, ведь эта щука взяла у самой лодки и, несмотря на это, мы сумели остаться для нее незаметными! Докладываю на берег: «Есть! Четвертая! 67 см!» Володя по рации отвечает: «Молодцы, замечательно! Нужно еще две!» Переспрашиваю: «Как ребята? Что у них?» Ответ: «Все по-прежнему, одна…»

Продвигаемся дальше по периметру залива, но это не дает никакого результата. Времени осталось чуть меньше двух часов, надо идти на последнюю нашу резервную точку, в небольшой залив перед отелем. До места мы добрались за пять минут, здесь и рация не нужна, ребята нас отлично видят с причала. А там – аншлаг! Все руководители команд, запасные спортсмены, тренеры… Они все ведут информационную работу, некоторая информация поступает и нам: у итальянцев (они наши главные соперники по турнирной таблице) один экипаж я пятью щуками, второй – с тремя. Я даже переспросил: «Точно? Ведь первый экипаж поймал еще утром при нас пять!» Эта информация нас смутила, но на ней не стоит заострять внимание, а нужно ловить рыбу.

Облавливать залив мы начали прямо с входа – именно здесь я вчера поймал нашу третью щуку! Но сейчас реакции нет, поэтому, не теряя времени, заходим вовнутрь. Лодку ставим на якорь так, чтобы можно было дальним забросом доставать любую часть этой заманухи. Берем спиннинги с колебалками, начинаем ловить: я забрасываю в правую часть, Саша - в левую. Через несколько забросов Панчехин резко выдергивает блесну и говорит мне: «Леха, за колебалкой что-то мелькнуло!» Я хватаю легкий Legend Extreme с все тем же воблерком DUO Tide Minnow 75F, провожу его все в той же манере «умирающего твичинга». Едва воблерок приблизился к тому месту, где Саша заметил подозрительное движение – следует мощная поклевка! Есть, воблер глубоко в пасти щуки! Рыба в подсаке, а с пирса за происходящим нервно наблюдают итальянские тренеры. Замерили щуку – 61 см!

Продолжаем ловлю… Саша делает заброс на густую траву, стаскивает с нее блесну и на самой границе из-под ковра вылетает щука – мажет. Мой спиннинг с воблерком наготове, делаю заброс, пару рывков – есть! Шестая щука! 57 см!

Покидав здесь еще минут десять, говорю Панчехину: «Остался час, давай вернемся в тот залив, в котором взяли трех». Саша согласился с этой идеей, там еще есть потенциал. Тем временем сюда подошли нижегородцы – у них все без изменений, одна. По рации Иноземцев им дает указания, рассказывает, кто, куда вставал на этой акватории. Мы же, зайдя в тот залив, с удивлением обнаружили в нем наших соперников – итальянцев! Тихо прошу Джеймса спросить у их судьи, сколько они поймали. Джеймс начинает разговор, из которого я тут же выхватываю фразу о пяти пойманных щуках! Отлично! Нам нужна еще хотя бы одна и, если в итоговом результате между нами и этим итальянским экипажем, лидером вчерашнего тура, вклинится еще кто-то, мы их автоматически обходим – великолепнейший шанс на пьедестал в личном зачете!

Итальянцы стояли в самом углу, куда мы планировали встать. Ничего, пока пробьем редкий камыш. Так досконально я не прочесывал места еще никогда! Колебалку забрасывал буквально под каждую камышину! Но пока тишина… Через 20 минут конкуренты потянулись к выходу. Едва они скрылись за поворотом, я сделал дальний и очень точный заброс в «редяк» (редкий камыш), начал проводку и из самой гущи затопленного камыша агрессивно вылетела щука! Я выматываю приманку, пульс зашкаливает… Хватаю легкое удилище и, посчитав, что здесь нужна более объемная приманка (привлекает внимание с большего расстояния), ставлю более крупный Tide Minnow 90F. Делаю ювелирно точный заброс, делаю два рывка и щука атакует воблер! Кричу: «Есть!!! Саня, подсак!!!» Но щука ныряет в редкий камыш и запутывается там. Панчехин очень быстро поднимает якорь, мы подходим к месту… Нервное напряжение через край! Больше всего боимся, что она, запутавшись в кустах, сошла, вода слегка мутноватая (торфяной цвет). Но нет, потянув сильнее, щука вместе с сухими камышами оказывается на поверхности и Саша зачерпывает ее подсаком! Ору в рацию: «Седьмая!!! Седьмая!!!» Володя отвечает: «Ничего не понял, повтори спокойно!» Говорю: «Седьмую щуку взяли!!!» Дрожащими руками освобождаю ее от крючков, замеряем: 62 см!

Здорово!

До финиша еще 25 минут. Тут я немного расслабился, но совсем не на долго. Саша привел в чувства: «Давай, работаем, работаем!» Перемещаемся к углу, где только что стояли итальянцы. Я беру спиннинг с колебалочкой, начинаю пробивать ближний к углу редяк. Саша делает то же самое. Но в редком камыше тишина, реакции никакой. Остается 10 минут. Я делаю заброс в самый угол, под ковер травы. Начинаю монотонную проводку в среднем темпе. В рации слышны переговоры Иноземцева со вторым экипажем – у ребят так и есть одна… Подводя блесну к лодке, замечаю в воде какое-то движение по направлению к приманке и, следующий момент, удар! Есть! Восьмая щука в подсаке – 55 см! Сообщаю по рации – в ответ искренняя радость!

Остаются последние минуты… Мы с Сашей упираемся, но понимаем, что попадаем сегодня как минимум на одно из призовых мест в личном зачете! Последняя минута и Джеймс нам говорит: «Stop fishing! Thank you, boys!» В ответ мы благодарим Джеймса, а в знак нашего уважения, я дарю ему удилище, разработанной компанией Daiwa по моей концепции Morethan Branzino “Alexey Shanin’s Concept”, Джеймсу для ирландских щук оно подойдет идеально!

Подплыв к причалу, нас тут же обступили спортсмены из других команд, их тренеры и простые болельщики.

Мы очень удивились увидеть здесь много русскоязычных болельщиков, живущих в Ирландии! Они приехали специально, чтобы нас поддержать! Сказать что это приятно – ничего не сказать! Теперь есть к кому обратиться за помощью при организации поездок на «Зеленый остров».

Результат в виде единственной щуки, как следствие 25-е место дня, у нижегородцев сильно пошатнул наше командное положение, в итоге сборная России уступила Италии и заняла второе место. В личном зачете мы с Панчехиным тоже завоевали «серебро», хотя сразу после финиша нас все уже успели поздравить с победой. Как оказалось, литовский экипаж Prialgauskas Janas и Valukonis Vladas в последние полтора часа очень хорошо отловились рельефной щукой, среди которой даже попался окунь, длиной более 40 см! Чтобы их догнать, нам не хватило всего одной щуки! Именно той, что утром сначала промазала мимо уокера, а потом сошла с колебалки… Но мы не расстроены! Это спорт и, в любом случае, наш результат высок! Ведь и личное, и командное «серебро» чемпионата мира просто и легко не даются!

Точные результаты чемпионата мира можно посмотреть здесь:

Хочу выразить слова огромной благодарности всем, кто следил за этим чемпионатом! Друзья, огромное спасибо за поддержку! Вы были третьим рыболовом в наших лодках! Мы понимали ответственность, которую несем на чемпионате перед всеми вами и перед Россией! Спасибо!

Отдельно хочу поблагодарить за профессионализм и спортивную настойчивость своего напарника Александра Панчехина – «золото» чемпионата мира еще будет! Есть к чему стремиться, есть, над чем работать! Спасибо, друг!!!