Астрахань. Каспийские раскаты.
24.09.2016
Александр Панчехин (58 статей)
поделиться

Астрахань. Каспийские раскаты.

За всю свою недолгую на данный момент спортивную деятельность мне посчастливилось побывать в разных уголках нашей необъятной и великой страны, полюбоваться её бескрайними просторами, бесконечно тянувшимися лесами, полями и реками, довелось посетить самые разные водоемы, каждый из которых уникален по-своему и заслуживает отдельного рассказа или даже повести. Но сегодня речь пойдёт о великой матушке-реке Волге. Впервые мне довелось побывать на этой полноводной реке в 2011 году, на соревнованиях «Кубок России» по ловле рыбы спиннингом с лодок. Тогда соревнования проводились в средней части реки, недалеко от города Самары. В самой нижней части реки, там, где могучая Волга впадает в Каспийское море, мне до недавнего времени бывать не приходилось. Это обширное место впадения реки в море астраханцы ещё называют раскатами — бескрайние мелководные просторы с множеством низменных островков с зарослями тростника, рдеста и листьями кувшинки.

И вот около двух недель назад друзья предложили поехать в Астрахань на рыбалку, и не куда-нибудь, а именно на знаменитые каспийские раскаты. Отказаться от такого предложения я просто не мог, захотелось туда отправиться и всё увидеть своими глазами.

Выезжать из Краснодара запланировали в ночь, чтобы и в пробку не попасть, и время на дорогу немного сократить. Все же путь неблизкий – около восьмисот километров, а учитывая, что мой путь начался из города Темрюка – и вся тысяча. На рассвете мы заехали в город Элисту на заправочную станцию. В нескольких километрах от АЗС по дороге нам встретился красивый буддийский храм. Мы решили ненадолго остановиться и рассмотреть его поближе. Подойдя к железным воротам храма, мы увидели табличку, гласившую: «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Храм, конечно, впечатляет, делаем несколько снимков огромного белоснежного здания и отправляемся дальше.

IMG_3528 IMG_3532 IMG_3536

К обеду мы прибыли в назначенное место — село Гандурино Камызякского района Астраханской области. На дорогу у нас ушло ни много ни мало около двенадцать часов.  За это время друзья рассказали мне, что в данной местности бывали не раз, поэтому на водоеме им известны многие перспективные участки. Тем легче будет найти рыбу, вопрос поймать – это уже другой вопрос, но недаром ведь мы здесь. Мы распаковали все вещи и решили основательно подготовиться к завтрашнему выходу — начали собирать спиннинги и подготавливать приманки. Условия ловли мне, судя по рассказам приятелей, были примерно знакомы, поэтому я не стал собирать много удилищ и для начала подготовил по одному удилищу для твичинга — Megabass Destroyer Blizzard Manipulator BMS702MLF, джига — Megabass Destroyer Blizzard Bull Barrel BBBS772MHMT до 34 гр. и отводного поводка — St.Croix Legend Elite LES 80MHF2.

Долгожданное утро. Отправляемся на воду для осмотра интересных участков и поисков ответов на вопросы, где и что предположительно можно поймать. Начали с «джиговых» ям. Здесь у меня произошёл один срез на отводном поводке и одна поклёвка. Напарнику повезло больше — ему удалось подсечь одного некрупного судачка, но в тот момент, когда Денис подводил клыкастого к лодке, тот досадно сошёл. Время неумолимо бежит вперед, и вот на часах уже почти полдень.

Мне не терпится увидеть загадочные раскаты и мы решаем ненадолго отправиться к заветным местам. Поднялся довольно сильный восточный ветер, но это не помешало нам осуществить задуманное. Непродолжительный переход на моторе — около пятнадцати минут — и вот мы уже на водных просторах здешних мест. Я предполагал, что раскаты относительно условий ловли схожи с нашими лиманами Краснодарского края, но не настолько. Я почувствовал себя практически как дома. Ёлочка, резак по рельефу — всё очень красиво и знакомо. Осталось только проверить наличие зубастой. Осмотрев местность, я взял курс на перспективный с моей точки зрения участок. Мы подъехали практически вплотную к стенке камыша, отсюда решили идти сплавом по ветру и заодно пролавливать понравившиеся участки. Единственным весомым минусом оказалось отсутствие у нас хоть сколько-нибудь весомого якоря.) Учитывая разыгравшийся ветер, он пришелся бы нам очень кстати. Но по иронии судьбы (когда мы утром выходили на воду, такого ветра не было), мы забыли его взять, а когда вспомнили, возвращаться не стали. Но даже это обстоятельство нас сильно не огорчило, и, что куда более важно — не помешало поймать рыбу! Интересно, что за первый же проход нам всем удалось открыться и поймать по несколько некрупных щучек.
Такой поворот событий, конечно, не может не радовать. Мы еще ловили, когда и без того сильный ветер начал усиливаться. Стало сложно качественно пролавливать нужные участки и мы решили вернуться на базу.

У меня в голове начала выстраиваться картинка моих дальнейших действий — как и чем здесь нужно работать. Появилась полная уверенность в том, что завтра, выйдя утром на водоём, мне удастся поймать кого-то очень достойного.

Раннее утро. Когда мне раньше доводилось приезжать в Астрахань, здесь действовало московское время. А в марте этого года президентом был подписан закон о переводе Астраханской области на “летнее время”, в результате чего стрелки часов были переведены на один час вперед. Вследствие этого наш выезд запланирован не на пять, а на шесть часов утра. В целях безопасности выход на воду в темное время суток здесь запрещен. Ну вот и долгожданный рассвет, быстро завтракаем, загружаем снасти в лодки, и в бой. Время в пути до места ловли составляет примерно сорок минут. По дороге к намеченному месту встречаем рассвет.

Придя на точку, я решил начать ловлю с поверхностных приманок, а именно с уолкера Realis Pencil 85 от DUO. Эту приманку я люблю применять на водоемах в качестве своеобразного индикатора активности рыбы. Отправляю испытуемого в воду, результат не заставил долго ждать —  на первых же проводках на него стали отзываться разноразмерные щуки.

Счастье оказалось недолгим — согласно прогноза синоптиков, как по расписанию, к десяти утра начал подниматься сильный восточный ветер. Ловить поверхностниками стало некомфортно, поэтому решаю поработать неогруженной вертушкой. Результат оказался более чем хороший — мне одному за утро удалось поймать около тридцати щук разного размера! Сами по себе щуки небольшие, самая крупная из них — около 2,5 килограммов. В прилове попадались и приличного размера окуни.

Душу отвели, решаем вернуться на базу и немного отдохнуть, чтобы вечером с новыми силами отправиться на поиски клыкастого. Ровно в 16.00 выходим на ловлю судака и, если повезет, жереха. Для этих целей я взял с собой два удилища: Megabass Destroyer Blizzard Bull Barrel BBBS772MHMT до 34 гр. и St.Croix Legend Elite LES 80MHF2 до 28 гр. Прибыв на уже знакомую яму, я решил начать ловлю не с классических виброхвостов и твистеров, а со съедобного червя SWIMSENKO в размере 4” от Gary Yamamoto. Какого же было моё удивление, когда на первой же проводке у меня произошла поклёвка! Реализовать её с первого раза не получилось, но тем интереснее. Произвожу следующий заброс в том же направлении и в момент касания дна приманкой делаю ступеньку всего на один поворот катушкой. И тут, примерно в том же месте, происходит мощный удар. В этот раз меня врасплох не возьмёшь, я готов — моментально делаю резкую подсечку, есть! Чувствую хорошее сопротивление, стараюсь не спеша поднимать клыкастого к поверхности, ребят тем временем прошу держать наготове подсак, чтобы не дать рыбе уйти. Судак, когда выходит на поверхность, очень часто сходит. Но к счастью, не в это раз. Слаженными действиями заводим рыбу в подсак. Первый есть!

Последующие забросы не приносили желаемого результата до тех пор, пока я не сделал заброс вверх по течению. На второй проводке под бровкой у меня произошла ещё одна поклёвка, и я к ней снова был готов. Резко подсекаю и через мгновение уже чувствую приятную тяжесть на том конце спиннинга. Аккуратно вываживаю и через минуту мы заводим красавца в подсак.

По размеру и весу оба судака примерно одинаковы — около 1.7 килограммов. На этой же точке напарнику Денису практически в отвес удалось поймать такого же небольшого судачка.

Время летит очень быстро, солнце уже почти скрылось за горизонт. На закате решаем попытать счастья и попробовать поймать жереха.

Находим подходящее место и встаём под коряжник — это излюбленное место его обитания. Через некоторое время понимаем, что сегодня поймать жереха не удастся, он попросту игнорировал все наши усилия. Решаем не дожидаться темноты и отправляемся на базу.

Раннее утро. Завтракаем и отправляемся в очередное Волго-путешествие. Ветер дует слабый, есть возможность какое-то время половить топвотерами.

Уже с первых проводок стало понятно, что ловля будет трудовой —  хищник сегодня не так активен, как был вчера. Но, приложив немало усилий, нам в итоге все же удалось поймать около десятка некрупных щук и несколько краснопёрок. Проводка на длительных паузах не оставила рыбу равнодушной, и зубастая, и краснопёрка хорошо отзывались на шеды, в частности на Bet-A-Shiner 68F SR от Pontoon21 .

Но в какой-то момент, как по щелчку, и хищник, и мирная рыба перестали проявлять активность. Мы решаем пойти проведать окуня — он в такие моменты обычно не подводит. Вчера я приметил один небольшой прогал, в котором стояло много окуня. Я безошибочно нашёл это место и встал перед прогалом на якорь. Да, в этот раз мы его с собой прихватили.) Полосатиков я решил половить на проверенную приманку Rigge 56 SP от компании Zip Baits, этот воблер по вкусу окуню любого размера.

На первой же проводке попался неплохого размера матросик. А дальше, что и требовалось доказать, дело пошло — через заброс начали цепляться разнокалиберные окушки. Мешало только одно — проплывающая пучками рубленая трава. Кроме окуня немного погодя стала попадаться и краснопёрка, а это говорит уже о том, что рыба начала проявлять активность. Вдоволь наловившись окуней и краснопёрок, мне стало интересно – а проявит ли интерес зубастая? Недолго думая, отправляемся на поиски хищницы. Прибыв на место и начав ловлю, я понял, что мои предположения оправдались — щука начала активно реагировать на приманки от класса минноу и кренков до вертушек и колебалок.

Довольные, отправляемся в гостиницу на дневной отдых. Вечером нам планы скорректировал разгулявшийся ветер, пришлось остаться на базе. Решили основательно подготовиться на завтра, ведь завтра – завершающий день нашего пребывания на Волге, так сказать, последний шанс поймать трофей.
Утро.Собираемся и выезжаем. Ранние часы радовали нас своей прохладной свежестью, но стоило солнцу немного подняться, как от утренней прохлады не осталось и следа. Согласно прогноза, ветер сегодня должен быть немного тише. Как скажется это на активности рыбы, пока не ясно, но ловить в таких условиях несомненно комфортнее.

Сегодня с самого утра я решил начать ловлю с проверенного поппера POPMAX от Megabass и он, как всегда, показал свою стабильную уловистость — на него сразу отреагировали приличного размера окуни. Чуть позже на него, кроме окуня, начали попадаться и щучки. Видно, напоследок рыбка решила нас порадовать!

Следующим испытуемым стал воблер Realis Minnow 80 SP, на него так же охотно реагировал хищник. Несмотря на скромные размеры приманки, её жаловала и довольно крупная щука, и неплохие окуни.

К обеду краснопёрка начала плюхаться по поверхности, и я решил поэкспериментировать и поставить воблер Sperhead Ryuki 70F. Я ловил на эту приманку совсем немного, но результат превзошел мои ожидания: от краснопёрок не было отбоя, клевали и вот такого размера.

Попадались небольшие щучки.

Сегодня решили половить только до обеда, впереди ждёт еще долгая дорога домой в тысячу километров. На обратном пути нам встретилась большая поляна лотосов, мы ненадолго остановились и запечатлели эти потрясающие цветки. Как известно, лотос вырастает из илистой воды, но при этом всегда остается сухим, излучает чистоту и свежесть. Тому причиной — особая структура его лепестков и листьев: они могут отталкивать воду и самоочищаться. Вода собирается в капли и стекает, собирая при этом с листа все, что может его загрязнить. Чистота и красота — вот то, что делает этот цветок священным.

С древних времен сохранилась пословица: «Много лотосов на воде, велико будет плодородие», от себя бы добавил, — велик будет и улов, так как давно не попадались мне водоёмы с таким изобилием рыбы. Побывав в этих замечательных местах, я вспомнил наши темрюкские лиманы, лет пять назад, с таким же количеством хищника и такой же прозрачной водой. Радует, что пока ещё есть водоёмы, столь плотно населённые представителями ихтиофауны. Я получил массу удовольствия от этой поездки, спасибо моим друзьям за компанию и за возможность половить рыбу в таких интересных местах и условиях.

Александр Панчехин

Мастер спорта России, обладатель пяти медалей чемпионатов мира по ловле спиннингом с лодок, абсолютный чемпион России 2012 года, обладатель Кубка России 2013 года по спиннингу с берега в командном зачете, автор статей в российской периодике