Завершение путешествия на Кольский полуостров. Поимка трофейной горбуши!
11.11.2015
Александр Панчехин (58 статей)
поделиться

Завершение путешествия на Кольский полуостров. Поимка трофейной горбуши!

Друзья, сразу прошу меня извинить, что третью часть рассказа о Кольском полуострове выкладываю только сейчас. Дело в том, что начало осени, а точнее весь сентябрь и добрую половину октября я провел вне дома, будучи на соревнованиях и тренировках в Эстонии, Словакии, Астрахани и Карачаво-Черкесии. Об этих поездках обязательно расскажу поподробнее чуть позже, ну а пока вернемся на Кольский полуостров!

Итак, раннее утро, снова прохладное и снова промозглое. Как же все-таки нам не хватает южного тепла и благодатного солнца. Здесь погода своеобразная, на любителя, если можно так сказать. Наши “гиды” сообщили нам, что за весь год солнечных дней на полуострове бывает крайне мало. Так, на южном берегу Кольского можно насчитать не более 28 ясных дней, а на северном — всего 15! Поэтому на солнце рассчитывать не приходится. Но это еще что. Такого количества комаров, как здесь, я не встречал больше нигде. И не ощущал, что самое интересное, а здесь пришлось.) Даже ловили рыбу мы иногда в накомарниках, до того назойливые эти кровососущие. Если в наших краях после незадачливых туристов-отдыхающих можно увидеть разбросанные пустые пластиковые бутылки и консервные банки, то здесь — тюбики и аэрозоли – средства от укусов комаров. Так что везде есть свои “прелести”, но ничего, трудности нас только закаляют.)

Поднялись мы в шесть утра и отправились вниз по течению на небольшой плес. Днем ранее на этом месте Евгению посчастливилось поймать двух приличных красавиц-сёмг. В девять утра лагерь планирует сменить местоположение и отправиться в длинный переход через озеро Канозеро, поэтому на ловлю у нас остается около трех часов. Дорога к месту ловли неблизкая, займет около получаса, поэтому ускоряем шаг и по узкой тропинке пробираемся через деревья и кустарники. К слову, из деревьев здесь только невысокие ели и сосны, иногда встречаются небольшие березки. По дороге к плесу мы вышли на шикарное место: по словам Евгения просто кишащее хариусом.

Кольский 6588

Конечно, не выдерживаем и решаем убедиться в этом на собственном опыте. С первого же заброса (что и требовалось доказать) клюет приличного размера хариус!

Кольский_6714

Да, действительно, здесь их очень много. Каждый из нас быстро открыл счет на этом участке. Что ж, спортивный интерес подогрет: как раз то, что нужно, чтобы двигаться дальше к заветной цели – поимке лосося.

Подходим к плёсу, Евгений рассказывает, где он вчера поймал, и где ещё у него были поклёвки. Стратегический план ясен — выстраиваемся полукругом, но так, чтобы не мешать друг другу, и при этом максимально эффективно проводить приманки в нужном месте. Первой моей поклёвкой и первой пойманной рыбой вновь стал хариус.

Но ничего, для начала неплохо. Продолжаем “прочесывать” плес. У ребят периодически случаются поклевки хариуса, а благородная рыба что-то молчит. В итоге удача улыбнулась только Жене, видно, рыба признала вчерашнего гостя и сегодня удостоила своим вниманием только его. Евгению удалось выловить крупную форель — кумжу и неплохого размера ГОРБУШУ!

Кольский_6612

Такую диковинную рыбину мне довелось увидеть впервые! Окраска у нее серебристо-серая, плавники короткие, такого же серого с отливом цвета. Между спинным плавником и хвостом имеется еще один – “жировой”. Рот у рыбины большой, искривленный, но самое удивительное, что на спине у этого экземпляра красуется горб! Интересно, что искривляются челюсти и вырастает горб только у самцов во время нереста. Из-за этой особенности рыба и получила такое название — горбуша. И, естественно, теперь мне тоже захотелось записать этого “красавца” в список моих побед. Как раз сегодня наш лагерь планирует отправиться в “царство горбуш” — место, где их можно встретить гораздо чаще, поэтому шанс поймать эту чудо-рыбу у меня есть. Разведав здешние места, и от души наловившись хариуса, отправляемся обратно в лагерь, собирать вещи и отправляться в путь.
Кольский_6665
Кольский_6660
И вот мы уже на рафтах, начинаем сплав к намеченной точке. Проплыв по течению около 20 минут, мы оказываемся на месте, где река Умба образует длинный каменистый порог, разветвляется на рукава и протоки, создавая тем самым своеобразную дельту с множеством островов. Преодолеваем очередное препятствие в виде шиверы и обнаруживаем, что далее следует каменная отмель. Видим, что рафты здесь не пройдут. Недолго думая, прыгаем в воду и руками выталкиваем плавсредства на глубину. После такого “бодрящего” испытания перед нами открывается потрясающая картина: после многочисленных шивер и порогов Умба впадает в красивейшее Канозеро. Решаем ненадолго причалить к берегу, чтобы переодеться и скрепить рафты для дальнейшего сплава по озеру. Вообще река протекает через несколько озер, но отличительной особенностью Канозера является недавняя находка на островах озера (Еловом, Горелом, Каменном и скале Одинокой) древних наскальных изображений — петроглифов. Мы отправимся на остров Каменный — там было обнаружено наибольшее число наскальных рисунков. Евгений рассказал, что раньше через эти острова проходило немало туристических маршрутов, но туристы, не подозревавшие о большой исторической ценности этих скал, оставляли на них свои надписи. Природно-исторические памятники находились на грани разрушения. Официально открыты канозерские петроглифы были сотрудником краеведческого музея Юрием Ивановым только в 1997 году. Ребята сплавлялись по Умбе и остановились на острове переждать ветер. Парень рассматривал надписи на камнях, оставленные современниками. И вдруг под разным сором и хвойными иголками он вдруг обнаружил рисунок лодки с гребцами, рядом – оленя. Сначала все отнеслись к этому как к шутке: столько народа здесь перебывало! На всякий случай сфотографировали. Оказалось, петроглифы!

Но нам уже самим не терпится взглянуть на это чудо. Скрепляем рафты между собой, усаживаемся поудобнее, и на моторе с небольшой скоростью отправляемся в путь. Первая наша цель — остров. В пути едим всякие вкусняшки в виде конфет и баранок, делимся впечатлениями. Погода нам сегодня благоволит: слабый, еле заметный ветерок, комфортная температура воздуха около +15 градусов. За беседами время пролетело незаметно, и вот мы причаливаем к острову. Здесь уже обосновалась одна группа туристов, которая также прибыла сюда для осмотра наскальных изображений. Поприветствуя друг друга, мы направились к огромному камню-скале, рассматривать петроглифы. Евгений пошёл с нами и помог разглядеть в рисунках очертания людей, лодок, животных. Я был поражен, столько времени прошло с тех пор, когда они были написаны… Сразу начинаешь задумываться о том, когда, как, при каких обстоятельствах они здесь появились.

Познакомившись с местной достопримечательностью, решаем пообедать и обсудить увиденное. После перекуса спускаемся к рафтам и замечаем, что в стороне на воде чайки гоняют малька, образуя крупный «чаячник». Естественно, нам стало очень интересно, кого они там гоняют. Предположили, что это скорее всего окунь и, несмотря на то, что наши спиннинги увязаны в рафте внизу, под всеми вещами, решаем проверить нашу догадку. Кое-как достали один спин, и, установив первую попавшуюся вращающуюся блесну, произвели заброс. Блесна только успела коснуться поверхности воды, как ее тут же атаковали окуни. Поймав таким образом несколько довольно крупных экземпляров, мы решили не забрасывать далеко, а просто “макать” приманку в воду возле рафта. Но и тут блесну сразу же атаковала стая голодных хищников. Даааа, их тут как китайцев! Ну что ж, поразвлекались, пора в путь, впереди еще долгая дорога к нашему новому месту стоянки.

Время в пути как всегда пролетело незаметно, и вот уже виднеется берег и место нашей стоянки. Наш лагерь на ближайшие два дня расположится в месте, где Канозеро снова впадает в реку Умбу. Выбрали подходящую полянку и, установив палатку, первым делом решили собрать спиннинги и отправиться за каким-нибудь трофеем. Со слов нашего инструктора на месте впадения реки в озеро хорошо ловится окунь. Недолго думая, отправляемся на разведку на рафте: течение там очень слабое и опасности быть унесённым нет. Садимся на плавсредство, берём импровизированный якорь в виде камня с веревкой, благо с камнями здесь проблем нет.) Прибыв на место, заякорились и начали доставать окуней, одного за другим.

Приманкой, на которую мы стали успешно ловить, стала блесна Pontoon21 TB Synchrony . Разведав место и вдоволь наловившись окуня, мы, довольные, возвращаемся обратно в лагерь, где нас уже ждал вкусный ужин. На новом месте стоянки появилась мобильная связь, раньше дозвониться до кого-либо было просто невозможно. Но и тут не все так просто: связь появилась не на земле, а в воздухе! Для того, чтобы “поймать” сигнал, нужно было забраться на высокую сосну, к которой явно какими-то умельцами на высоте около десяти метров была примотана якорная цепь.

Внизу на дереве находилась шутливая табличка с надписью “МТС” и указателем-стрелочкой вверх. Спасибо умельцам. Оказывала эта цепь какой-нибудь эффект я не знаю, но факт остаётся фактом — приём сигнала был! Позвонив домой, я отправился отдыхать и набираться сил на завтрашний день.

Раннее утро, подъём. Наша палатка снова проснулась ни свет ни заря. Разводим костёр, завтракаем, пьём чай и начинаем собираться на рыбалку. Надев вейдерсы и взяв спиннинги, отравляемся на поиск новых впечатлений. Первую половину пути дорога, по которой мы шли, представляла собой узкую, но вполне просматриваемую тропинку. Далее нам пришлось просто пробираться сквозь кусты и заросли травы “наощупь”, ориентиром служила лишь шумящая где-то в стороне река. Вспомнилась строчка из творчества А.С. Пушкина “там на неведомых дорожках следы невиданных зверей”.) Но вот, наконец, выходим к реке, а точнее к небольшому притоку, который с легкостью преодолеваем и оказываемся у основного русла. Начинаем изучать обстановку и визуально определять наиболее перспективные места для ловли. Ираклий решил немного спуститься вниз по реке, разведать издалека приглянувшийся ему плес. А через некоторое время я, проходя по берегу, заметил, как на воде несколько лососей выпрыгивают на поверхность, исполняя красивые пируэты. Аж дух захватывает от такого зрелища! Ну теперь точно знаем, что здесь лосось присутствует, осталось его оттуда достать. С этого места я и предложил ребятам начать ловлю. Мы стали активно пробрасывать данный участок.
Первым открыл счёт Алексей, ему попалась первая в его рыболовной практике горбуша. Радости его не было предела. Затем удача улыбнулась и мне. Сделав очередной адресный заброс, я почувствовал поклевку и по силе натяжения лески с надеждой предположил, что это ОНА. Опустив кончик удилища вниз, я начал постепенно, не спеша подводить рыбу к берегу. И вот уже в толще воды просматривается силуэт доселе неведомой мне рыбы! Вывожу горбатую рыбину на мелководье и не верю своим глазам! На песчаном дне красуется ГОРБУША! С этого момента поклевки зачетных лососей у нас с Алексеем происходили одна за другой. Но по известному закону подлости мы не взяли с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть такое событие. Решаем исправить ситуацию: возвращаемся обратно в лагерь за нашим оператором Вадимом и фотокамерами. На обратном пути целесообразнее взять рафт — сэкономить время, и к тому же место ловли нам уже известно. Прибыв на точку, занимаем натоптанные нами ранее места на берегу. Алексей разрабатывает тему по резине, а я продолжаю купать воблеры. Для очередного заброса ставлю воблер ANRE’S / PALMS Alexandra 63S. Результат не заставил себя долго ждать: практически одновременно нам удалось поймать по горбуше!

Некоторое время спустя я тоже решил половить на резину — с ее помощью можно хорошо проработать придонный слой. Поклевки горбуши в основном происходили на дне, здесь рыба активнее брала приманки.

Как ни странно, кроме горбуши в прилове попадался и полосатый разбойник – окунь. Мы с Алексеем «записали» нескольких на свой счёт.

Примерно через час точка замолчала, решили немного сместиться в сторону и проверить наличие лосося на новом участке. Тут к нам подошёл Ираклий, по нему сразу было видно — клюнул бонус. И действительно, с первых слов его рассказа нам стало ясно, что ему попалась трофейная сёмга. Удивительная рыба этот лосось — заставляет рыболова светиться от счастья при каждой “встрече” с ним. На этой оптимистичной ноте мы продолжили ловлю, и спустя несколько минут начали попадаться хорошего размера окуни, а дебютным трофеем для меня стала еще и поимка язя. В список впервые пойманных мной рыб можно записать и его, так как ранее представителей этого вида ловить не доводилось.

От души наловившись увесистых окуней, решаем вернуться на прежнее место ловли. После небольшой паузы место отдохнуло и вновь «заговорило»: поклевки стали происходить с прежней интенсивностью. Нам с Алексеем удалось поймать еще несколько чудо-горбуш.

На этом мы решили закончить этот рыболовный и полный впечатлений день. Садимся на рафт и отправляемся в лагерь. После ужина нас ждала банька, которую каким-то чудом в таких условиях удалось растопить Евгению! Баня представляла собой выложенную из камня топку, которая в течении трех часов нагревалась с помощью дров. Поверх этой каменной конструкции Женя установил специально сшитый из плотной ткани квадратный полог. Благодаря этой своеобразной «палатке» внутри создавалась нужная температура и некоторые камни даже нагревались докрасна.

От души напарившись и наконец-то смыв с себя недельную «усталость», мы пошли спать. На завтра запланирован отъезд и мы по уже сложившейся традиции решаем с раннего утра быстро проведать наше «горбушное» место. Но проснувшись утром, мы услышали, как по палатке стучит дождь. Что нам снег, что нам зной, — мы уже настроились, поэтому собрались, сели на рафт и отправились к заветной точке. Кроме нас утром больше никто не отважился пойти на рыбалку.

Прибыв на место, мы заняли места “согласно купленным билетам”.) Поклевка не заставила себя ждать и первая, как и вчера, произошла у Алексея. В итоге он выловил горбушу за килограмм. Я уже почему-то уверен, что следующая клюнет у меня. Ставлю приманку Rigge Flat 45S и делаю максимально дальний заброс up-stream (вверх по течению) для того, чтобы воблер опустился в нужный мне горизонт. Действительно, после нескольких попыток рыба «отозвалась» и попробовала приманку. Вот она, красавица.

Спустя некоторое время я решил поэкспериментировать и поставить воблер Spearhead Ryuki 60S. Делаю заброс примерно в том же направлении. Через несколько попыток я почувствовал удар по приманке и приятную тяжесть на том конце спиннинга. Есть! И эта приманка пришлась ей по вкусу. В течение где-то около часа я поймал еще несколько экземпляров.

От души наловившись этой интересной рыбы, мы стали собираться к лагерю, так как дождь, который не прекращался ни на минуту в течение всей ловли, начал усиливаться. Кроме этого, от повышенной влажности запотел объектив фотоаппарата, успев сделать всего несколько фотографий не самого лучшего качества.
Вернувшись в лагерь, мы позавтракали и начали собирать и загружать вещи в рафты.
И вот, спустя часа два, пройдя несколько внушительных порогов и шивер, мы прибыли на последнюю днёвку — к Медвежьему плесу. Здесь Умба расширяется и течение практически отсутствует.

В крайний день нашего пребывания на Кольском полуострове рыбу мы не ловили, так как перспективных участков не просматривалось: по дну, а иногда и по самой поверхности расстилалась трава. Мы решили посвятить этот день отдыху, напоследок наслаждаясь суровой, но уникальной и величественной природой севера.

На пути к точке, завершающей маршрут, лежит несколько сложных больших порогов. Сначала проходим бетонный мост автодороги Умба-Кандалакша, а ниже, через 3-4 км начинается порог Паялка, один из самых мощных и красивых порогов на реке. Он состоит из двух ступеней, разделённых небольшим разливом. Проходя этот порог, мы получили хорошую порцию экстрима. Ну вот, все пороги позади, паркуемся в посёлке Умба, разбираем, складываем рафты и грузим их в прицеп.

Прибыв на железнодорожную станцию Кандалакша, разгружаем вещи и прощаемся с нашими инструкторами. Отправление поезда в полночь, поэтому решаем сдать вещи в багажное отделение и отправиться на небольшую прогулку по городу. Время пролетело незаметно, и вот мы на перроне, готовы к отправке. Грустно все-таки покидать этот суровый, но интересный край. Эмоций и впечатлений масса, есть что обсудить за чашкой чая. Всем спасибо за компанию, до новых встреч!

Ключевые слова горбуша, Кольский, язь
Александр Панчехин

Мастер спорта России, обладатель пяти медалей чемпионатов мира по ловле спиннингом с лодок, абсолютный чемпион России 2012 года, обладатель Кубка России 2013 года по спиннингу с берега в командном зачете, автор статей в российской периодике