Кубок России с лодок 2011 года
19.06.2011
Алексей Шанин (150 статей)
поделиться

Кубок России с лодок 2011 года

Впервые Кубок России получил настоящий правильный формат общероссийских соревнований, в которых свою команду может представить каждый из регионов России. Прошлые три розыгрыша проходили под флагом РСЛ и на Кубок страны допускались только спортсмены высшего дивизиона, при том только личники. Эта система была слабо жизнеспособной, поскольку проводить соревнования среди закрытого клуба и называть его Кубком России уж очень не корректно по отношению к регионам, в РСЛ не представленным, но имеющим очень сильных и талантлевых спортсменов. По ряду причин РСЛ прекратил своё активное существование и теперь Кубок России проводится по той же схеме, что и Чемпионат страны — лично-командное первенство. Поэтому эток Кубок России можно назвать по-настоящему первым.
Представительность турнира не уступает чемпионату России: 27 команд, плюс 9 спортсменов, выступающих в личном зачете. С учетом запасных почти 100 спортсменов из более чем пятнадцати регионов: Самарская, Саратовская, Московская, Тверская, Нижегородская, Владимирская, Ростовская, Рязанская, Ярославская, Воронежская, Смоленская области, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, республика Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Турнир обещал быть очень интересным и непредсказуемым.
У рыболовной базы «Удача», которая принимала турнир, расположены большие заливы Волги, которые и были выбраны в качестве акватории соревнований. Я здесь уже неоднократно бывал и знаю воду достаточно неплохо. Ребята из двух краснодарских команд попалю сюда впервые, а некоторые и вовсе вперые будут ловить на Волге. Конечно же я рассказал всю специфику водоема, которую сам знаю. У нас есть два дня тренировки, за это время мы должны хорошо в деталях изучить водоем и выработать наиболее оптимальную тактику.
16 июня был первый день тренировки. Мы неспешно собрались и вышли на воду в 8 утра. Я решил сегодня плавать в одной лодке с Алексеем Ивашковым, который не бывал еще в таких местах. Первым делом мы пошли пробивать свалы. Для начала я поставил глубинный крэнк, но он не дал результата. Заменил его на джиг, но тоже ничего. Алексей делал примерно то же самое, но поклевок не было. Значит рыбы здесь нет. От других краснодарских ребят приходят сведения, что щуки в кувшинке — как грязи. Я примерно так и предполагал, поэтому мы не стали беспокоить зубастую, а решили пойти на поиски стайного окуня, тем более эти места славятся трофейными окунями.
По пути к краю зоны мы остановились в одном местечке с течением и песчаной отмелью. Все говорило о присутствии здесь голавля. Первые же забросы показали, что его здесь действительно очень много, но он весь не зачетного размера. Идем на окуня. В большом мелководном волжском затоне, сильно похожем на лиман, мы нашли поляну редких водорослей. Здесь окунь очень любит концентрироваться в стаи,зачасту в очень солидные. Я поставил воблер Zip-Baits Rigge 70S (самый эффективный окуневый минноу на всей Волге) и с первого же заброса поймал почти килограммового окуня. Забрасываю еще раз — снова поклевка и такой же окунь оказывается на крючках приманки. Смещаемся в сторону метров на 100, заброс… Есть! Тоже крупный полосатый. С окунем всё ясно — его очень много и он крупный.
По крайней мере в этом месте. Перемещаемся в другой край залива, пробуем ловить окуня там. Здесь он более редкий, но размер тоже впечатляющий: 400-900 граммов. Хочется ловить и ловить, но надо идти искать дальше.
Остаток дня мы провели в поисках окуней. Они присутствовали почти повсеместно, но стаи крупных, как их называют, бонусных окуней, были привязаны только к очень специфичным местам с глубиной 1,5-2 метра в водорослях и в кувшинке.
17 июня. Сегоняшняя официальная тренировка короче вчерашней, всего до 14.00. Сегодня мы решили искать щуку, вернее места, где её проще всего найти и поймать. Первую зубастую я поймал почти сразу, просто зайдя в мелководный залив и тупо бросив ей воблер минноу, после чего развернуся и уехал искать другие места. Здесь всё стало ясно — она есть. Краснодарцы пробивали другие подобные отмели, а я решил поискать крупую щуку на свалах при помощи больших воблеров минноу. Вышел на русло протоки с глубиной 10 метров, прижался к свалу и стал забрасывать дальнобоцный большой минноу вдоль него. Проводка очень медленная, с паузами в 4-6 секунд. Поклевка произошла очень быстро. Я не стал подсекать, но щука настолько яростно схватила Рудру, что все три тройника оказались в её пасти. Очень быстро хищница вертикатьно поднялась к поверхности и на свечке сумела выплюнуть воблер. Внешне я её успел рассмотреть, в ней было около трёх кг. Смещаюсь вдоль свала, забрасываю и снова щучья поклевка. Её я тоже не стал подсекать и она очень быстро отделалась от воблера. Вывод — щука на свале есть. Ухожу к зоне старта. Там очень красивые кувшиночные поля, в которых просто обязаны быть щуки. Ветра почти не было, поэтому я поставил для поиска уокер без тройников (чтобы не травмировать рыбу). На одном из забросов в гуще кувшинки на приманку отреагировала солидная щука. Через заброс — еще одна. Щука есть, значит о месте надо помнить и во время соревнований.
18 июня. Превый тур соревнований. С самого утра дует ветер, довольно сильный. Я об этом знал с вечера из прогноза погоды, поэтому тактически подготовился к такому раскладу погодных условий.
6.00 Старт. Я иду на поле кувшинки в центральной части первого большого залива. Здесь присутствовала щука, а с утра нужно поймать её во что бы то ни стало, т.к. сегодня должен быть солнечный день, а зная волжскую специфику, возможно было, что зубастая после 10 часов утра с подъемом светила просто перестанет быть активной. На это пятно кувшинок желающих было много, но грамотно встали всего двое: я и спортсмен из ростовской команды. Наше более выгодное положение очень быстро принесло результат — мы оба поймали по щуке в 1,5 кг, но затем наступила тишина. Переезжаю в залив, где вчера поймал щуку. Очень быстро там ловлю первую, чуть позже за ней и вторую (на Megabass Vision 95). Попутно попадаются пара крупных окуней. Созваниваемся с ребятами, они тоже поймали по одной-две щуки. Но тут наступил момент, когда щука просто прекратила реагировать. Я целый час убил на поиски зубастой, но за это время поимел всего один сход.
На те места, где вчера нашел при помощи уокера щуку встать просто не реально — там «девятый вал». Ветер усиливался и уже отдельные порывы доходили до 10 м/с. Еду на окуневые места, срочно нужно набирать вес. В зачет принимаются всего 20 окуней, но если они будут такого размера как на тренировке, то это круто для результата в целом.
Долго не могу найти стаю, в поисках трачу минут 30, все же нахожу и ловлю сразу 5 окуней по полкило каждый. В этот момент кажется, что вот оно, эльдорадо, но на этом всё заканчивается. До конца тура ловлю в час по чайной ложке. Тем не менее, результат тура меня устроил. Вес моего улова 6 кг 882г, это 13-й результат.
Лидером тура стал спортсмен из Владимира, поймавший сома в 15 кг. Понятно, что это случайная рыба, специально его поймать не реально. Из краснодарцев лучший Василий Мадюкин, он на 7-м месте, а его команда на третьем. Это хороший задел, но завтра будет намного сложнее удержаться хотя бы на этих позициях.
19 июня. Второй тур. С самого утра полный штиль. По прогнозу таким тихим должен быть весь день, поэтому я под руку в лодке сразу приготовил коробку с топвотерами: попперами и уокерами.
6.00 старт. Я стартую одним из последних (по жребию я вчера стартовал пятый, а сегодня в обратном порядке согласно списку). Со старта еду на то же самое кувшиночное пятно, где вчера начинал ловлю. Там уже стояли спортсмены из ростовской команды, но осталась одна лазейка, в которую мог приткнуться я не нарушив дистанцию в 50 метров до ловящих спортсменов. Они ловят крупной резиной на офсетном крючке, а я с ходу поставил уокер. Делаю несколько проводок с центральной части пятна кувшинок — ничего. Тогда делаю заброс в сторону ловящего спортсмена. Уокер падает в 15 метрах от него, я начинаю проводку и тут же выход, но мимо. За ним повторная атака и рыба на крючках. Это был окунь в районе 700 граммов. От нуля ушел, забрасываю в ту же сторону, но немного изменив угол. Провдка… Выход, рыба на крючках! Теперь попалась щука за килограмм.
Побросал немного, но выходов больше не было, да и ростовчане ничегь не вытаскивали. Вынимаю якорь и еду на другую кувшинку, где на тренировке были выходы щук на приманку без тройников. Там уже находился спотсмен из тверской команды и он уже успел поймать щуку. Пока я встал в нужное место, он вытащил вторую щуку. Я бросил несколько раз и только переместившись ближе к кувшинке поймал вторую щуку. Звоню ребятам из команды, у них почти ничего. Говорю, что щука есть, чтобы срочно ехали сюда. Пока они мчались ловлю окуня граммов на 800, тоже не устоял перед Giant Dog-X. Ребята из моей команды прибыли быстрее скорой помощи, ведь ловить надо скорее, а то щучья активность тает с подъемом солнца.
Алексей Ивашков одним из первых же забросов ловит щуку под 2 кг,но как потом оказалось, она же единственная. Щуки у него клевали еще не раз, но все мимо приманки или попросту сходили. Александр Панчехин, третий спортсмен из моей команды, тоже никак не могу поймать зубастую. Около него на мелководье охотилась очень крупная щука (4-5 кг, выворачивалась как кит просто!), но на его приманки упортно не раегировала. Первую щуку Саша поймал уже когда активность подходила к концу (щука под 2 кг), но потом он и днем сумел уговорить зубастую такого же размера. Были сходы и у меня, обидно конечно, но это неизбежно именно в моменты когда активность щук идет вниз.
За час с небольшим мне удалось поймать в этом месте 3 щуки, с учетом той, что поймал на центре залива, уже их 4. Остается поймать одну и по щуке я закроюсь, можно будет только укрупняться, если повезет.
На этих местах уже было делать нечего, еду на вчерашнее окуневое место. Ветерок усиливается и теперь дует с юга. Заплыв в большой затон, я заметил пятно водорослей. Подплываю и вижу в траве окно — большй прогал. Устанавливаю лодку, заброс, проводка с паузами… Есть! Моим воблером (IMA Sasuke 75) заинтересовалась пятая щука. Зубастыми я закрылся. Перемещаюсь на окуневые места. Довольно быстро ловлю трех полосатых, один из которых больше чем на полкило. Но меня обступает толпа блуждающих по акватории в поисках рыбы спортсменов и я уезжаю пробивать свалы в надежде на бонусную щуку. Но её не оказалось на свалах, зря только целый час убил на это. Возвращаюсь на окуня — там уже около 25 лодок. Видимо дела плохо у всех, раз уж начали носиться по всей зоне соревнований в надежде хоть что-то найти.
Подплыв к толпе я замеил, что они стоят по периметру её поля, а вот на самой траве свободно. Меня это обрадовало, поскольку по периметру держался в основном мелкий окунь и лишь изрезку попадался бонусный. А вот в траве рыба крупная, но судя по всему там ни кто не может ловить — приманки цепляют водоросли. Я зашел в самую гущу травы, поставил спиннер-бейт и стал облавливать травку. Забросов через пять поклевка. Вываживаю, завожу на подсак — щука за полтора кг. Это шестая щука, теперь я ей могу для зачета заменить более мелкую щучку, как говориться, по щуке я укрупнился. Несколько пустых проводок и очередная поклевка случается у самой лодки — окунь весом в 1 кг! Несколько забросов… Еще один такой же садится на мою приманку, но сходит у лодки. Времени до финиша остается полчаса. Забрасываю… Забасываю… Есть! Еще окунь, 500-600 граммов. Достаю якорь и еду на финиш. По прикидкам, вес моего улова должен быть 8-9 кг. По сегодняшнему дню — это очень хороший результат.
Мои предположения по поводу веса оказались консервативны — улов весил 9кг 664г, это по итогу второй улов дня. А уступил я первому всего 30 граммов — обидно, но в целом оказалось, что они мне и не нужны были. По сумме мест я стал победителем Кубка России — 2011 года.
В командном зачете первое место у московской команды «Рыболовная магия», второе нижегородской сборной, третье заняли владимирцы.
В личном первенстве я первый, второй Валерий Фоминых (Н.Новгород), третий Александр Воробьев (С-Петербург).
Огромное спасибо судейству, организаторам, всем командам за честную борьбу и отдельный поклон руководству базы «Удача».

Алексей Шанин

Мастер Спорта международного класса по спортивному рыболовству. Обладатель двадцати медалей чемпионатов мира, девять из которых золотые.Пятикратный чемпион России. Автор тематических документальных фильмов о спиннинговой ловле и публикаций в общероссийской и международной периодике.