Новости

11.03.2015

Две части рассказа о тренировке на горной реке опубликованы в блоге

После прошедшего осенью второго Кубка России по спиннингу с берега команда краснодарского края осталась на зарыбленной реке на два дня, чтобы провести работу над ошибками и отработать навык ловли ручьевой форели вертушками и «резиной»

17.02.2015

Выманить из камыша и поймать!

Новый большой отчет в блоге рассказывает об отработке навыка выманивания щуки из затопленного камыша при помощи бескрючковой поверхностной приманки и «резины» на офсетном крючке

Серебро с золотом. Чемпионат мира 2010 по спиннингу с берега. Хорватия

Немаловажным стало и отсутствие у команды тренера, от слова которого зависела вся команда. Эту роль выполнил с блеском весь наш состав, 5 человек: Анатолий Назаркин, Артем Мишин, Владимир Иноземцев, Артем Макартычан и Алексей Шанин. Мы вместе решали вопросы по тактике, организации тренировок и сами же определили стартовый состав. Старший команды, формально выполняющий функции капитана – Владимир Иноземцев.

Подготовка

Состав сборной нынешнего созыва был определен стандартным путем – отборочными соревнованиями, которые прошли на реке Малая Лаба в Краснодарском крае в октябре прошлого года. Еще тогда стало ясно, что таким коллективом мы сможем сделать очень большую работу. На тот момент о самом чемпионате было известно лишь, что он пройдет в Хорватии, традиционно в последние выходные мая и что реку для соревнований зарыбят радужной форелью. Тогда мы и решили, что в апреле обязательно полетим туда и проведем тренировку. Так и поступили. К нам присоединились трое участника предыдущей сборной Андрей Питерцов, Александр Воробьев и Сергей Кожевников.

От Загреба до Книна, места проведения чемпионата мира, около 300 км. Чтобы преодолеть это расстояние и быть максимально мобильными на месте, мы взяли в аренду восьмиместный автомобиль. Приехав на место, мы сразу посетили форелевое хозяйство, из которого планировалось зарыблять реку для соревнований. Там мы договорились о процедуре зарыбления реки для нашей тренировки, очень хотелось провести её в условиях максимально приближенных к «боевым».

Хорватская лига спиннинга выделила нам двух проводников, которые каждый день продавали нам дозволу (лицензия на лов форели). Местом проведения тренировки мы определили участок реки Крка ниже предполагаемого места проведения соревнований. Это место не сильно отличалось от тех участков, где должен пройти чемпионат, потому подходило идеально. Первый день тренировки мы провели в свободном поиске, нужно было прочувствовать воду, ну и акклиматизироваться. Во второй день мы решили уже зарыблять участок, выбранный для тренировки.

В форелевом хозяйстве мы купили 30 кг радужной форели (90-100 рыб). Хозяин фермы распорядился, чтобы эту рыбу доставили на реку его работники на специальной машине для перевозки живой рыбы. Примерно к 10.30 мы завершили зарыбление, и где-то через час начали ловлю.

С приманками и оснастками определились довольно быстро: работала резина Gary Yamamoto, целый набор форелевых воблеров, а активная рыба хорошо реагировала на вертушки. Я старался не перегружать себя информацией и не стремился поймать огромное количество рыбы. Здесь было важно сделать правильные выводы, а форели наловить я могу и у себя в Краснодарском крае. Сказать честно, наши реки мне нравятся во много раз больше хорватских. Но чемпионат ведь на хорватских пройдет, поэтому надо быть в теме.

По окончании тренировок мы впятером сели за круглый стол, вооружившись листами бумаги, стали составлять список первоочередных снастей. Существенную часть из них (крючки Owner, силиконовых червей Gary Yamamoto, воблеры ZipBaites Rigge 56SS, коробки для приманок Versus) в качестве спонсорской помощи выделила компания «Москанелла». Кроме того, «Москанелла» профинансировала поездку на тренировку и участие в чемпионате мира двум спортсменам (мне и Артему Мишину), а Артем Макартычан получил два спиннинга Daiko Featherweight – T, которые, на мой взгляд, лучше других подходили под эти условия.

Бой – реванш или возвращение в элиту мирового спиннинга.

Три года российские спиннингисты не видели медалей в этой дисциплине. Провал начался с Болгарии, когда к нашему удивлению по радужной форели лучше всех других приманок сработали силиконовые. Тогда мы заняли четвертое место. В Андорре снова неудача. Не могу сказать, что мы наступили на те же грабли, но провал был очень существенный – аж седьмое место. Поэтому теперь нам очень хотелось выступить на пределе своих способностей, выложившись полностью. Приехав на чемпионат, технически мы были готовы очень здорово, было у нас и моральное преимущество. Ведь за месяц до того нам удалось хорошо ознакомиться со спецификой реки Крка, а остальные это делали уже непосредственно перед главным стартом года. Но это не должно было расслаблять, ведь в Андорру мы тоже летали за полтора месяца до соревнований, но толку это не принесло. Тогда и тренировки не получилось никакой, можно сказать, каждый просто порыбачил для себя, а работы проведено никакой не было. В этот раз она проведена была в полном объеме, главное теперь чтобы выводы с тренировки не стали для каждого из нас неким стереотипом.

Перед официальной тренировкой мы решили определить стартовый состав, четверку, которая выйдет биться в первый день чемпионата. Это важно было сделать накануне общей тренировки для того чтобы спортсмены могли определяться по принципу: «Как я буду действовать», а не «Как бы я действовал». В этом существенная психологическая разница, важно быть определенным на 100%. Запасного определили путем тайного голосования, им стал Владимир Иноземцев. Сразу оговорили, что если кто-то, не дай Бог, после первого тура провалится ниже шестого места в своей зоне, он будет заменен Владимиром.

Накануне дня тренировки мы решили пройти по берегу Крки и просмотреть зоны. Начали с зоны В, постепенно продвигаясь вверх по течению реки в сторону зоны С и D. Дойдя до С мы были немало удивлены тому, что предстало перед нами: река течет в настоящем непролазном лесу. В каждом секторе прорублен всего один подход шириной всего полтора – два метра. Таким образом, из двадцати метром ширины каждого сектора для работы остаются эти самые полтора метра. К тому же организаторы не удосужились проследить и за тем чтобы в этих «окошках» были вырублены нависающие с деревьев ветви, через них во многих секторах заброс сделать почти невозможно. Сложилось даже впечатление, что никто из ответственных этого места даже не видел. Возмущались все, даже андоррцы, которые обычно спокойней удава. Мы, было, предприняли попытку «наехать» на организаторов, чтобы те перенесли эту зону на другой участок реки. Тем более, такой был, чистый, без деревьев и кустов, да и целая зона там поместилась бы легко. Но на собрании капитанов этот вопрос никто не поднял, и зона С осталась там же, по выражению одного из андоррцев, в джунглях. Все остальные зоны были вполне приличными.

Официальная тренировка началась в пятницу в 9.00 по местному времени. Длится она от гонга до гонга всего 3 часа, поэтому нужно успеть пойти все зоны и вынести для себя важные умозаключения. Накануне пятницы мы узнали неожиданную новость. Река Крка является природным парком, чемпионат проводился с разрешения его администрации. Так вот когда встал вопрос о зарыблении реки радужной форелью национальный парк запретил это делать, сославшись на то, что этот вид рыбы не является аборигенным. И у организаторов не осталось иных вариантов, кроме как срочно искать ручьевую форель. Честно сказать, для меня эта новость была даже приятной, даже несмотря на то, что все мы подготовились ловить радужку, при том существенно более крупного размера. Ручьевку же выпустили мелкую, 10-20 см каждая, всего 100 кг на все зоны на тренировку и по 200 кг на каждый день соревнований. Здесь хочу сказать, что озвученные организаторами объемы выпускаемой рыбы существенно завышены, после зарыбления рыбы много не стало.

Тренировку решили начать все вместе с самого верхнего сектора D. В нем местами встречались даже «аквариумы» - большие стаи свежее выпущенной форели. Но вела она себя инертно, практически не реагируя на приманки. Сказалось то, что её выпустили в реку лишь за три часа до начала тренировки, она не успела адаптироваться и окончательно отойти от транспортировочного шока. Бросилось в глаза и то, что рыба была выпущена очень неравномерно. Сложилось впечатление, что всего в каждой зоне было по одной точке запуска, от которой форель не спешила далеко удаляться. Такая система противоречит правилам, поэтому запуск рыбы для соревнований уже контролировался представителями команд.

Из официальной тренировки мы не вынесли однозначных ответов. Никто не заметил подавляющего преимущества силикона, хотя форель его кушала хорошо. Вертушки и воблеры работали ничуть не хуже, а мне показалось, что даже лучше резины. За время тренировки я очень много смотрел за действиями соперников. Многие из них пытались ловить на силикон в разных его проявлениях. У некоторых это получалось хорошо, у других не очень. Один из хорватских спортсменов в зоне В на моих глазах поймал трёх рыб с каждого заброса используя силиконовую гусеницу. Я решил здесь задержаться и посмотреть, как оставшиеся рыбы отреагируют на мои воблеры. Получилось весьма успешно, атак было много. Я старался делать так, чтобы рыба не засеклась - выдергивал приманку из воды при виде атакующей форели. За нашей командой велось пристальное наблюдение, поэтому каждая пойманная нами рыба привлекала слишком много внимания. А шпионы были повсюду.

После тренировки мы собрались вместе в гостинице и обсудили результаты. У каждого получилась своя неповторимая картина видения завтрашнего старта, но одно сразу стало ясно, что приезд сюда за месяц и последовавшая за ним тщательная подготовка дали очень много плюсов. В общем-то, мы были готовы.

Вечером прошла жеребьевка стартовых групп.  Теперь каждый знал, с кем именно ему предстоит сразиться в первом туре. Но зоны еще не были известны, они будут известны только утром. Таков регламент, жеребьевка зон происходит всего за полтора часа до старта. Поэтому с вечера мы решили еще раз все вместе обойти зоны и детально их запомнить. Это было, скорее, важно психологически. Лишний раз увидеть воду, успокоиться, к старту быть собранным и хладнокровным.

29 мая, 8.00. Жеребьевка зон. Всего через 10 минут становится известно, кто, где выступает: А – Толя Назаркин, В – Алексей Шанин, С – Артем Макартычан, D– Артем Мишин. Сразу распределились и помощники: Назаркину помогает Володя Иноземцев, Мишину Андрей Питерцов, Артем Макартычан будет с Михаилом Кофманом. Я решил выступать сам, в моей зоне подсказки не требовались. Она чистая без кустов и деревьев, просматривается почти вся. В ней можно и одному.

9.00. Прибываем на место и собираемся в центре зон. Традиционно в  центральной части каждой зоны установлено большое табло, куда заносятся все результаты. Комиссар зоны проводит перекличку, спортсмены знакомятся со своими индивидуальными судьями и в 9.20 расходятся по зоне чтобы еще раз ознакомиться с условиями и определиться куда бежать со старта. По регламенту будет всего 4 периода по 45 минут. И на каждый новый период спортсмены будут выходить строго в той последовательности, которую определил жребий. 9.35. Комиссар зоны дает старт первому спортсмену, через 30 секунд стартует следующий… С таким интервалом разбредаются по зоне все стартующие. Я стартовал где-то в серединке, но несмотря на это занял весьма перспективный сектор: мелководный перекат, на котором стояла стая форели. Но пока я ждал старт эта стая незаметно пересекла границу сектора и встала уже в секторе, где собирался ловить украинский спортсмен.

Старт. Я традиционно начинаю с мелкой вертушки. Делая короткие забросы, я рассчитываю поймать ту рыбу, что держится у самого берега. Но несмотря на то, что рыбы было довольно много клевать она не спешила. Первую форель я завел в подсак только через 6-7 минут после старта. В активе некоторых соперников было уже по 2 рыбы. А словацкий спортсмен, стартовавший первым и занявший сектор под единственным деревом, из «аквариума» вылавливал рыб буквально через заброс. Это, в общем-то, не так и страшно, мне, во что бы то не стало, надо поймать на второе место. Первое и так понятно, будет за словаком.  Через 10 минут после старта я снимаюсь из своего стартового сектора и бегу в верхние сектора. Сейчас важно снять сливки – найти активную рыбу. Только так можно добиться успеха. Довольно быстро я ловлю втору, за ней третью. Происходит несколько сходов, дальше решаю бежать в нижнюю часть зоны, там скопление спортсменов наименьшее. Заняв один из нижних секторов, всё той же вертушкой я соблазняю еще одну, перемещаюсь ниже, ловлю еще… 45 минут пролетели мухой, в итоге у меня 7 рыб. Это второе место в зоне после словака, поймавшего 22 форели не сходя с места. Следующий за мной спортсмен поймал 5 рыб, а далее результаты идут очень плотно: по 2-3 рыбы. Ловля очень тяжелая, рыбы крайне мало, каждая форель, заведенная в подсак, на вес золота!

Из других зон приходит разная информация, по общей картине узнаю, что наши начали нормально, кроме Артема Макартычана, не поймавшего ничего. Во втором туре надо закрепляться в турнирной таблице. Ведь один тур значит не много, общий результат первого дня будет выведен путем сложения баллов, набранных спортсменами в каждом из четырех стартов по отдельности. Поэтому выступать надо стабильно в каждом туре. Но в таких тяжелых условиях ловли ноль за тур – дело вполне обычное, даже для лидеров, особенно учитывая, что с каждым туром активной рыбы становится всё меньше.

Второй период я начинаю в нижней части зоны. Довольно быстро ловлю первую, за ней вторую. Жесткий прессинг сказывается не только на общей активности рыбы, но и на характере ее поклевок, от чего происходит большое количество досадных сходов. Всего за второй период я поймал четыре форели. По общей сумме за два тура я выхожу на первое место. Словак, занявший первое место по итогам первого старта с 22 форелями, во втором не поймал ничего. А тот самый «аквариум» во втором периоде зачистил окончательно хорват, поймав из него 7 рыб.

В других зонах у наши результаты были немного скромнее, но Макартычан опять с нулем. Вот тебе и зона С, плюс 13-й стартовый номер в первом периоде. У Артема явно ловля не задалась.

Третий период начинаю с середины зоны. Он у меня не задался с самых первых минут. Первая полевка происходит под противоположным берегом, блесну атаковала радужная форель, навскидку, под килограмм весом. Я её удержал и не дал уйти в соседний сектор, потихоньку подвел к своему берегу, но тут она мне устроила представление с брызгами и пеной. В итоге, радужка сошла с крючка у самой сетки подсака. Обидно, но хорошо, что это произошло на первых минутах, а не под занавес. Но вскоре похожая картина повторяется, но на сей раз пеструха выскакивает из подсака за доли секунды до того, как я успеваю его поднять из воды. Было еще несколько обидных сходов и через 43 минуты после старта у меня ноль. Возвращаюсь на мелкий перекат, с которого начинал ловлю. В прозрачной воде вижу стаю форели. Быстро забрасываю вертушку. До финиша всего минута. На крючок цепляется проплывавший листик, я начинаю быстро выматывать приманку. Она вместе с листиком глиссирует по поверхности воды, периодически подлетая в воздух. Вдруг на это движение очень активно реагирует одна из стоящих рыб и начинает быстро догонять приманку с листиком. Заметив это, я остановил вращение катушки, сделал мощный рывок вершинкой спиннинга, листик слетел с крючка и, в это же момент, форель целиком проглотила вертушку. Я уже не помню момента, когда рыба оказалась в подсаке, но как только я поднял его из воды, финальный гонг прозвучал почти одновременно с голосом моего судьи: «ОК». Третий период выдался богатым на нули во всех четырех зонах. Информации о наших никакой, знаю только, что Макартычан снова с нулем. Просто катастрофа. Я же пока первый в своей зоне, но преимущество минимальное. В четвертой четверти надо постараться.

Четвертый период начинаю с нижних секторов. Там видно довольно много форели под противоположным берегом, но она совершенно не активна. Некоторые спортсмены убили целый третий период на попытки выловить оттуда хоть одну, но остались с нулями. Со стартовым гонгом я начинаю делать забросы вертушкой, но рыбы даже головой не ведут в ее сторону. Меняю вертушку сначала на один воблер, затем на другой… И только третий привлек внимание одной форельки, которая без раздумий с первого захода атаковала его. Когда рыба оказалась в подсаке, я вздохнул с облегчением. Отстрелялся без нулей. Больше до финиша поклевок не случалось.

В итоге четырех периодов в своей зоне я занял второе место, проиграв всего полтора балла спортсмену из Польши. Тот в четвертом старте сумел поймать три рыбы, это и дало ему преимущество.

Артем Макартычан в четвертом периоде поймал одну рыбу, которая дала ему 11 место в зоне. Толя Назаркин занял седьмое место, а Артем Мишин набрал одинаковое количество баллов со словацким спортсменом, поделив с ним первое место в зоне D. Но, пересчитав количество пойманной рыбы Артема, поставили на вторую позицию.

Честно сказать, первый тур не внушал радужных настроений. Но пересчитав результаты мы немало удивились – Россия делит второе и третье места со сборной Словакии. У обеих команд сумма мест 99,5. А первое место заняла команда Боснии и Герцаговины. Это была настоящая сенсация, ведь они впервые принимали участие в чемпионате мира. Преимущество их перед нами ничтожное, поэтому есть отличный шанс отыграться во втором туре.

Перед вторым днем соревнований проходит новая жеребьевка стартовых групп. Так получилось, что двое лидеров первого дня попадают в одну группу со мной, значит будем выступать вместе в одной зоне. А вот в какой именно – узнаем только утром. Артем Макартычан меняется Владимиром Иноземцевым. У Артема просто не пошло, так бывает, винить его в этом никак нельзя, это спорт.

30 мая. В девятом часу утра становится известно кто в какой зоне выступает: А – Алексей Шанин, В – Анатолий Назаркин, С – Владимир Иноземцев, D – Артем Мишин (второй день в той же зоне).

В 9.00 прибываем на место старта. Быстро осматриваю свою зону и готовлю снасти. Рыбы в воде видно совсем не много, поэтому здесь может быть выигрышна только тактика быстрого перемещения и поиска.

9.35 старт первого периода. Я начинаю облавливать ближний берег, но рыба не реагирует. Перемещаюсь из сектора в сектор – безрезультатно. Только через 8-10 минут я ловлю первую рыбу. Клюнула она под противоположным берегом, но не очень активно. Тогда я начинаю чередовать забросы под тот берег и ближние забросы. Довольно быстро ловлю вторую, за ней третью. Четвертая клюет под моим берегом когда я забросил вертушки вдоль него к нижней границе сектора. За несколько минут до окончания первого старта подошел Игорь Чиняков и сообщил, что по 4 форели поймали еще несколько человек. Буквально сразу после его слов я завел в подсак пятую. Она и дала мне первое место в первом периоде. В остальных зонах наши ребята тоже на высоте.

Второй период решил начать с нижней части зоны. Первый период там были не очень сильные результаты и все со старта побежали занимать верхние сектора, где я уже снял сливки. В моем распоряжении оказался почти весь низ. Первый же заброс после старта дал мне поклевку, но в процессе вываживания форель сошла. Не долго думая, я меняю вертушку на воблер. Первая же проводка приносит мне рыбу. Потихоньку пройдя до нижней границы зоны за второй период я ловлю 4 форели. У остальных вроде всё тоже хорошо, кроме Толика в соседней зоне.

Третий период решаю начать в центральной части, прямо под табло с результатами. Почти сразу ловлю первую форель, а вот со второй получилось очень забавно. После заброса воблер перехлестнулся, я его стал быстро выматывать. На быстрое движение приманки отреагировала стоявшая под камнем форель и стала догонять его. Я сделал несколько рывков и воблер принял штатное расположение относительно лески, но случилось это уже у самого берега. Форель настолько оказалась азартной, что несколько раз атаковала приманку всего в метре от берега. Так получилось, что сетка подсака лежала полностью в воде и когда приманка оказалась над подсаком форель атаковала ее. Так что мне осталось только поднять подсак из воды.

Активно перемещаясь по зоне, за третий период я поймал 4 рыбы. Мой ближайший конкурент поляк поймал всего одну, поэтому я существенно укрепился в турнирной таблице. Так что в четвертом мне оставалось лишь уйти от нуля и «дело в шляпе».

Четвертая четверть осложнилась поднявшимся ветром: в воду полетели листья, приманку теперь ювелирно уложить было не легко. Половину времени у меня вовсе не было поклевок, только через 25-30 минут я сумел поймать форель из-под того берега. В общем-то, её было достаточно, но нужно было поймать еще одну, чтобы команда получила ещё меньше баллов. Это получилось сделать под самый занавес. В течение всех туров до меня доходила информация из других зон и поймав рыбу в четвертом старте я уже знал, что стал чемпионом мира в личном зачете!

Итого, с суммой  мест 7,5 я стал первым в зоне А. В зоне В Толя Назаркин занял восьмое место, в зоне С Володя Иноземцев поделил третье и четвертое место с боснийцем. Здесь замечу, что учитывая сложность этой зоны Володя сделал огромное дело, ему пришлось тяжелее всех нас. В зоне D Артем Мишин стал седьмым. В целом было понятно, что результат неплохой. Михаил Кофман переписал результаты всех команд, мы провели экспресс – подсчет и поняли, что Россия завоевала «серебро»! В личном зачете у меня «золото», уже третье личное в этой дисциплине. Конечно, чувства переполняли, но всё же могли и до командного «золота» дотянуть, но… Ничего, в следующий раз сборная приложит к этому все усилия, ведь главное, что мы снова в элите. Мы все отпахали как лошади, выложились, как могли. Этот результат реально дался тяжелым физическим трудом.

«Серебряный» состав российской делегации:

Игорь Чиняков (Москва) – руководитель делигации;

Михаил Кофман (Краснодар) – помощник сборной;

Андрей Питерцов (Москва) – помощник сборной;

Артем Мишин (Москва) – участник;

Владимир Иноземцев (Москва) – участник, менеджер сборной;

Анатолий Назаркин (Москва) – участник;

Артем Макартычан (Краснодар) – участник;

Алексей Шанин (Краснодар) – участник.

Огромное спасибо организациям и спонсорам, без участия которых наш результат был бы недостижим:

Компании «Москанелла» и торговой марке «PONTOON 21», за финансовую поддержку сборной, за помощь снастями;

ОАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии», выступившей официальным перевозчиком сборной;

Торговым маркам «ZENAQ» и «Cloudveil» за предоставленную очень удобную рыболовную одежду;

Компании «Koex» за финансовую поддержку сборной,

Торговому Дому «Мир Рыболова» за финансовую поддержку сборной.

Спасибо всем, кто за нас держал кулаки!