Поход на Дамхурц
15.08.2014
Алексей Шанин (153 статей)
поделиться

Поход на Дамхурц

Эта поездка была запланирована нами задолго, но мы не обозначали никаких конкретных дат, решили, что будет правильнее ориентироваться по погоде. Сейчас очень жаркая летняя пора, которая всегда характеризуется сильными грозами в горах. Именно полагаясь на прогнозы синоптиков, мы и решили совершить вылазку на Большой Кавказ 13 – 15 августа. В это время снега и однолетние ледники на вершинах Главного Кавказского Хребта, откуда берут свое начало все здешние реки, уже растаяли, что сделало уровень воды в реках уже сильно близким к осеннему, но, все же, многие притоки крупных водных артерий по-прежнему сильно мутны.

В предыдущем рассказе о поездке 31 июля я раскрыл основные предпосылки помутнения воды в летнее время. Однако сейчас, спустя две недели, наметилась тенденция на просветление вод большинства рек и выяснить, какие реки пригодны для ловли, а какие нет, можно только на месте. Для того, чтобы не быть привязанными к базе в каком-то одном месте, мы решили разбить палаточный лагерь в том месте, где нам понравится и где именно будем ловить на момент выезда из Краснодара не знали. Наш состав, помимо меня:

Алексей Ивашков, Мастер спорта России. Самый частый мой попутчик на форелевых рыбалках (из 50-60 дней в год на горных реках почти в половине вылазок он со мной).

Александр Панчехин, Мастер спорта России. Саша реже бывает с нами по разным причинам, но в этом сезоне пообещал выбираться в горы чаще – форель его тоже зацепила.

Денис Левочкин – выполнит он роль фотографа. Для полноценного красивого отчета с любой рыбалки нужен дополнительный человек с художественным взглядом, способный увидеть то, на что наш глаз уже внимания не обращает. Денис это умеет очень здорово.

В Псебае к нам присоединился и Ираклий, без которого тоже в горах бываю редко.

Путь из Краснодара получился долгий: выехали в шесть утра, в Псебай прибыли в половину девятого и только в полдень добрались до места, где Ираклий предполагал разбить лагерь.

В этом вопросе ему, как самому опытному горному аксакалу, мы доверяем полностью. Кстати, кроме рыбалки, в горы Ираклия влечет и его увлечение восхождениями на вершины Кавказа, откуда в его домашней коллекции накопилось очень большое шикарных снимков водопадов, высокогорных озер, отвесных высоких скал и панорамных фото ущелий из тех точек, откуда берут начало крупнейшие реки Северного Кавказа.

Как обычно, день заезда всегда получается неполноценным для рыбалки: нужно сначала поставить палатки, обустроить свой лесной быт на ближайшие три дня и уж после этого браться за спиннинги. Все вместе с задачей обустройства лагеря мы справились всего за час. Местечко Ираклий выбрал очень удачное: поляна на берегу реки с видом на отвесную скалу, которую подмывает вода на том берегу. Пообедав, рвемся к реке.

Признаться, мои нервы оказались слабее, чем у других: пока все перекусывали, я быстро собрал снасть и побежал к воде обловить те перспективные приямки, которые расположены у нашего лагеря. Ловить я решил начать с вращающейся блесны Pontoon21 Trait-TB #0 с вольфрамовым сердечником красного цвета. Первый приямок, понравившийся внешне, располагался под тем берегом. Сделав несколько точных попаданий, на одной из проводок я получил первую поклевку, но рыба при вываживании через сильных поток сошла.

Перехожу выше и обнаруживаю под тем берегом еще более перспективное местечко: углубление со слабым течением под самой скалой. Занимаю позицию на большом валуне, делаю насколько забросов в разные точки приямка и, забросив в самую его нижнюю часть, где он переходит в мелководный перекат, получаю поклевку с моментальным сходом. В обоих случаях клюнувшие рыбешки были явно некрупного размера.

Под нашим берегом тоже были интересные приямки. Их я решил обловить воблером DUO Ryuki 45S, который всегда использую в качестве поискового. Облавливая ближние приямки пока возвращался к лагерю, получил еще две пустых поклевки. В общем-то, здесь нет ничего удивительного, есть масса факторов, способствующих большому количеству сходов: крючки на приманках без бородок, клюнувшие рыбки были мелкого размера и сейчас солнечных жаркий день, а именно этот период можно считать минимумом активности форели. Зато скоро вечер, примерно с трех часов активность рыбы существенно возрастает.

Подкрепившись, теперь все вместе идем ловить. Чтобы не мешать друг другу, решаем разделиться: мы с Лешей Ивашковым идем вверх по реке, а Ираклий с Сашей Панчехиным вниз.

Пройдя всего сотню метров, начинаем ловлю. Наше внимание привлек приямок у противоположного берега, я испытываю настоящую слабость к подобным местам, ведь очень люблю далеко и точно забрасывать. Ширина реки в этом месте около тридцати метров и нулевку добросить до перспективного места стало весьма непросто. Ивашков решил прибегнуть к помощи более крупной блесны Synchrony-TB #1, которая тоже оснащена вольфрамовым сердечником, способствующим улучшению дальности полета и точности попадания. Я же, открыв коробку с «железом» и окинув взглядом ее содержимое, взял и поставил еще более крупную Synchrony-TB второго номера.

Заброс у Ивашкова получился очень точным: блесна приводнилась впритирку со скалой у того берега. Такое ювелирное попадание не могла не принести результат, Алексей вскрикнул: «Есть!», приступив к вываживанию. Форель очень надежно села на тройник блесны, атака была жадной.

Попав в тот же приямок, я тоже был вознагражден поклевкой. Правда, моей вертушкой второго номера заинтересовалась пеструшка вдвое меньшего размера, чем только что поймал Алексей.

Ивашков решил поупираться на этом месте, попутно тренируя точность попадания на дальней дистанции заброса. Я же пошел дальше и вскоре оказался на берегу плеса с солидной глубиной. Здесь я не стал ничего менять в оснащении, продолжил ловить все той же двойкой Synchrony. Сначала, по-классике, я обловил прибрежную зону короткими забросами, затем решил забросить в середину плеса, отправив блесну немного выше по течению и дав ей немного опуститься. Поток снес приманку на несколько метров, поровняв ее со мной и я начал проводку. Совершив всего несколько оборотов натушкой, происходит мощная поклевка – есть! Но, в тот же миг, на пару секунд мне показалось, что это зацеп. Однако вскоре «зацеп» рванул вверх по течению, заставив сработать фрикцион и… Сход… Это была по-настоящему крупная форель! Такие поклевки случаются не часто и очень досадно, что не удалось эту рыбу подвести хотя бы к берегу, чтобы ее успел сфотографировать Денис, как это получилось на прошлой рыбалке. Больше на этом плесе не случилось ни единой поклевки, видимо, эта крупная форель контролировала пространство, отгоняя более мелких сородичей.

Ивашков догнал меня, я рассказал о случившемся, выплеснув свои эмоции и, посовещавшись, мы принимаем решение совершить марш-бросок вверх по течению реки километров на пять, чтобы оттуда спускаться вниз. Путь по дороге быстрым шагом занял около сорока минут.

За это время над ущельем окончательно сгустились тучи и пошел довольно сильный дождь.

Впрочем, этих осадков недостаточно, чтобы повлиять на прозрачность воды – за это я был совершенно спокоен. Сегодняшняя рыбалка – своего рода разминка, основные усилия мы планируем предпринять завтра, когда совершим заброску вверх, к границе заповедника и пойдем ловить по очень сложному в техническом отношении участку длиной около трех километров. Вся сложность его в том, что река здесь разливается на мелкие лесные и полу лесные протоки, где очень важно умение точно и качественно попадать приманкой в узкий пятачок под ветвями или корнями деревьев, при этом, с довольно короткой дистанции. Но об этом более подробно расскажу в описании завтрашнего дня, а пока нас ждет большая реки и бурлящая несущаяся с неистовой силой ревущая вода.

К реке спустились мы в хорошо известном мне месте – у подвесного моста. Раньше здесь был очень уловистый интересный плес, но теперь его сильно видоизменили бульдозерами, которые разработали на берегу мини-карьер для выборки гравия на ремонт дороги, проходящей вдоль ущелья. Чтобы добраться до слоя нужного гравия, техника убрала верхний слой почвы вместе с молодыми деревьями, сбросив это все в реку. Такое ландшафтное изменение существенно повлияло на облик плеса, фактически уничтожив его прежний вид. Но есть в этом и определенный плюс, ведь поваленные деревья создали отличное укрытие для рыбы. Ивашков решил сразу воспользоваться возможностью и половить в этих густых завалах.

Я встал чуть ниже и стал дальним забросом облавливать приямок под свисающими ветвями деревьев у того берега. Странно, но, ни у меня, ни у Алексея здесь не случилось ни единой поклевки. Пройдя чуть ниже, под своим берегом решаем обловить неглубокий приямок с довольно шустрым течением. Ивашков ставить вертушку Trait-TB #0, а я решил пустить в бой проверенного ветерана из коробки «бывалых» воблеров – Tiemco Sumari 55F золотистой расцветки. На первой же проводке происходит поклевка, которую я реализую.

Сумарики в этом размере уже восемь лет не производятся, купить их очень сложно, да и не за чем особо. Мне эта модель дорога как память о былых спортивных победах на многих форелевых соревнованиях разных уровней, долгое время этот воблер был одним из моих фаворитов. Но время идет, теперь найти приманку с очень похожими рабочими характеристиками не составляет особого труда. Например, DUO Grace Minnow Elena 50F по гидродинамике и поведению очень сильно смахивает на Сумарика, однако это более современная разработка и, с моей точки зрения, более совершенная. Но в этот раз я забыл коробку с Еленами дома, ошибочно взяв другую в скорых сборах.

Август — великолепная пора! В горах много и орехов, и ягод, и грибов.

В закрепление успеха, вторым забросом из этого же приямка ловлю еще одну форель.

Пройдя ниже, перспективные места под нашим берегом закончились, а вот под противоположным появились очень красивые карманы с обратным течением, которые сверху накрывают свисающие ветви.

Здесь рыба есть точно и достать ее оттуда проще всего с помощью вращающейся блесны, которая позволяет и попасть наиболее точно под берег, и проводку сделать максимально долгой.

Дистанция заброса около 25-ти метров, что требует довольно тяжелую приманку. Я решил поставить Trait-TB #0 с родным вольфрамовым сердечником, а Ивашков достает из коробки блесенку покрупнее – Synchrony-TB #1. У Синхрони угол открытия лепестка составляет 60 градусов, что делает ее заметно более упористой и, соответственно, позволяет при проводке оставить ее в перспективной зоне под дальним берегом максимально долгое время, что, зачастую, становится решающим фактором: блесна не выскакивает в поток излишне быстро и форель ее успевает догнать и схватить.

Первым же забросом Ивашков попадает четко под тот берег и тут же подсекает – есть! На крючке блесны форель заметно крупнее средней.

Пока Денис фотографировал пойманную Алексеем пеструху, я успел поставить точно такую же блесну и, совершив точный заброс под тот берег, поймал оттуда пеструху помельче.

Ниже по течению мы находим еще одно интересное место с карманами и подмытыми корнями деревьев на том берегу. Течение в этих карманах существенно гасится, поэтому рыбе удерживаться в них не сложно, да и корм для нее здесь найдется всегда. В своей тактике мы не стали ничего менять: точный дальний заброс блесны Synchrony-TB #1 и максимально медленная проводка через дальний приямок.

Результат не заставил себя долго ждать – дело пошло сразу.

Сначала я поймал пеструшку, а вслед за мной и Ивашков вывел через весь поток рыбешку.

На этих местах мы задержались на полчаса, но, как это бывает всегда, активная рыба отреагировала при первых же проводках и была сразу нами поймана. Несколько поклевок еще было, но их не получилось реализовать, возможно, рыба была мелковата. Мы попытались уговорить рыбу клюнуть, что называется, на контрасте, меняя размеры и типы вертушек. Впрочем, очередная пеструшка была поймана лишь на новом месте – из «свежего» кармана с обраткой под той стороной. Успеха добился Ивашков, попав вертушкой в желаемое место.

Дальше на нашем пути река резко меняет характер и переходит в сплошной перекат с очень локальными карманами за крупными валунами и под нашим берегом. Здесь я, уж, не сдержался и поставил один из постоянных своих фаворитов – воблер DUO Ryuki 45S. Вот он и порадовал меня своей эффективностью, принеся еще несколько пойманных форелек – вечерка удалась!

Сумерки в горах наступают незаметно и стремительно. Возвращаемся в наш палаточный лагерь, ужинаем и ложимся спать. Завтрашний день обещает быть очень насыщенным, долгим и невероятно интересным.

14 августа. Сон в горах на свежем воздухе всегда крепок, даже не хочется просыпаться. Но солнце уже вышло из-за гор, значит, пора завтракать и в путь. Выйдя из палатки, желаю всем доброго утра, беру спиннинг, спускаюсь к реке, забрасываю вертушку в приямок под противоположным берегом и на первой же проводке ловлю форель! Как говорится, не отходя от кассы!

Очевидно, рыба настроена сегодня питаться, значит, можно рассчитывать на хорошую рыбалку. После завтрака садимся в машину и едем вверх по ущелью до самой пограничной зоны, вместе с которой начинается запретный для рыбалки участок реки. Да и, признаться, там с точки зрения ловли нет совершенно ничего интересного: ни ям, ни углублений – одна лишь мощная струя, где рыбе и держаться негде. А вот ниже начинается очень интересный участок: в широкой долине река разливается на множество небольших проток, подпитываемых мелкими притоками и ручьями. Вода здесь существенно прозрачней, чем у нашего лагеря – там сказывается приток более мутной воды из речки, впадающей ниже.

В нашем распоряжении пятикилометровый участок реки. Если разбить его на весь день, то это не так и много. Но нам торопиться некуда, главная задача на сегодня – тренировка и тестирование работы новых переделанных приманок.

Ираклий забросил нас к автомобильному мосту, мы перешли по нему реку, условились в 19.30 встретиться в оговоренном месте.

Правда, для этого нам уже придется переходить реку вброд по перекату. Для нас это не составит никакого труда, ведь чтобы перемещаться среди проток и рукавов все равно приходится заходить воду чтобы их переходить, хотя поначалу я пытался избегать хождения по воде, пытаясь находить поваленные стволы деревьев и бревна.

Впрочем, вскоре сдался и стал переходить водные преграды, как и все.

По опыту знаю, что в протоках на подобных участках рек всегда держится очень много форели. Причин тому много: рыбе проще найти укрытие у подмытых корней деревьев, течение не столь мощное, как на основном русле (где река течет единым потоком) и корма здесь существенно больше. Но есть в этом и техническая сложность – требуется умение очень четко и правильно управляться со снастью. Чтобы поймать, нужно уметь очень точно положить приманку под подмытые корни. Если не добросить – рыба не отреагирует, а если перебросить, то неизбежен зацеп за корни. Только ювелирная точность попадания способствует эффективности проводки.

Подмытые корни — лучшее укрытие зля форели в протоках

Для наглядности, вот подводное фото места стоянки форели: подмытые корни, под которыми имеется ниша, используемая форелью и качестве укрытия, и в качестве засады.

Саму рыбу не видно, но она контролирует отсюда все, что происходит вокруг.

Начинаем ловлю. Выйдя к первому же перспективному местечку, втроем встаем рядом и начинаем облавливать приямки с подмытыми корнями под тем берегом протоки.

Я поставил воблерок DUO Ryuki 45S, которые необычайно эффективен в подобных условиях, а Леша и Саша начали с вертушек: Ивашков с Pontoon21 Trait #00, а Панчехин с Synchrony #1. Первые проводки оказались без поклевок, хотя было видно, что форель выскакивает из-под корней за приманками, сопровождает их на расстоянии, но атаковать не решается.

Впрочем, смущалась рыба не долго – первым отличился Панчехин, поймав на вертушку первого номера неплохую пеструшку.

Тут же, вслед за Сашей, мелкая форелька оказывается и на крючках моего воблера.

У Ивашкова на этом месте был лишь сход. Мы уперлись в это место, попытались подобрать ключик к остальным рыбам, укрывающимся под корнями. Но, увы, пеструхи почуяли неладное.

Это и не удивительно, в локальным местах, подобных этому, даже из большой стаи форели, с подхода, получается поймать лишь одну-две рыбы, остальные настораживаются и перестают реагировать на приманки.

Пройдя чуть ниже, я останавливаюсь у небольшого приямка. Забрасываю в него тот же воблерок и тут же ловлю совсем меленькую пеструшку.

Леша с Сашей прошли ниже к приямку с более спокойным течением. Здесь они поймали по одной некрупной рыбке.

Я прошел ниже, к следующему приямку и с первой же проводки поймал на Ryuki 45S среднего размера пеструшку.

Рыбка засеклась одним крючком переднего тройника, освободить ее оказалось совсем не сложно.

Протоки здесь местами разветвляются очень обширную сеть ручьев, в которых глубина настолько мала, что использование даже самых минимально заглубляющихся воблеров невозможно, поэтому реально здесь применять только самые мелкие вертушки с облегченным сердечником.

Наверное, возникает вопрос: «А зачем ловить на таком мелководье?!» Как не странно, но рыбы на таких участках довольно много, не зря ведь пеструху называют ручьевой форелью – она живет даже там, где и представить невозможно, что может быть рыба.

Однако на некоторых участках, где несколько рукавов сходятся в одну большую протоку, перейти ее оказывается задачей не из простых.

Но и рыбы в более крупных протоках поменьше, летом форель выбирает более локальные участки, где ей проще контролировать пространство и находить корм.

Один из ручьев удивил даже меня. Воды в нем невероятно мало, местами поток воды можно перекрыть ладонью.

Но и здесь есть форель! В небольшом расширении на первой же проводке мою блесну атаковала пеструха.

Локальное место – это, как правило, возможность поймать всего одну рыбку. Конечно, форелька тут была далеко не одна, но при вываживании эта рыбка распугала остальных сородичей из стаи.

Пройдя ниже, протока снова разветвляется на несколько ручьев. Панчехин пошел по одному из них, мы с Ивашковым по другому. Довольно скоро находим перспективный приямок с довольно солидной по здешним меркам глубиной – около 60 см. Я ставлю Сумарика и на первой же проводке ловлю рыбку.

Ивашков поставил вертушку Synchrony #1 и тоже соблазнил пеструшку, правда, заметно крупнее моей.

Панчехин, пройдя по другой протоке, поймал нескольких форелек на мелкую вертушку. Только, вот, фото он не сделал, ведь Денис с нами был.

Дальше – несколько ручьев снова сходятся и протока уже напоминает небольшую полноценную речку.

Правда, с рыбой на этом участке дела обстояли не очень. За полтора часа на троих удалось поймать лишь несколько совсем мелких рыбшек, которых даже фотографировать не стали.

Во второй половине дня активность форели существенно возросла. Мы производили не частые перемещения с места на место, пытаясь выжимать с каждой точки максимальный результат, ведь ловить активную форель довольно просто – она реагирует на приманку сразу, а вот уговорить на поклевку настороженную рыбу куда сложнее. Это и есть настоящая тренировка. Следующую группу фото я оставлю без комментариев, они сами за себя говорят.

В шестом часу вечера солнце ушло за гору, на ущелье опустилась тень. Этот момент для форели всегда является своеобразной командой: «Фас!» Именно два часа перед закатом всегда являются наиболее плодотворными в ловле, случилось так и в этот раз: за оставшееся светлое время мне удалось поймать почти три десятка пятнистых рыб. Размер отдельных особей был существенно крупнее среднего дневного.

У этой форели нет одного глаза, но ей это никак не мешает точно атаковать воблер

Приоритета в приманках особого не было, главное подобрать ту, которая по своим характеристикам наиболее подходит к тому или иному локальному месту. Отлично работали и вертушки, и воблеры, но последние уговаривали в среднем более крупных рыб. Наиболее эффективно проявили себя IMA Sukari 50S и более бюджетный воблерок Pontoon21 Gaga-goon 45SS-SR.

Вечер наступал стремительно, но мы строго по графику вышли к оговоренному с Ираклием месту, где он нас уже ждал. В лагере нас ждали сухие вещи и костер, на котором предстояло высушивать до нитки промокшую обувь. В идеале, безусловно, в таких местах с большим количеством переходов через протоки и ручьи нужно одевать забродный костюм. Но, готовясь к поездке, мы изначально предполагали ловить строго с берега, решение же рыбачить в тех местах пришло спонтанно. На завтра планы скорректировали уже с учетом того, что перед отъездом желательно иметь сухую обувь, поэтому ловить будем по основному руслу реки немного выше лагеря.

Утром следующего дня проснулись рано, задолго до появления первых лучей солнца в ущелье. В это время форель активна, поэтому рыболовы – удочники времени не теряют, ловят пеструху натуральными наживками и, в отличие от нас, форель кладут не обратно в воду, а в сумку. Справедливости ради отмечу, что в этих местах нет браконьеров, река не подвергается никакой химической травле, прессингуют здешнюю рыбу только любители. Так вот если сравнить рыбалку здесь два года назад и теперь – разница огромна! Именно за последние два года ловить здесь стало существенно больше людей. Если раньше за день можно было вообще никого не встретить, то сейчас по обоим берегам реки протоптаны широкие тропы, а рыболовы ходят группами, переговариваясь по рации. Совсем уж понятно, форели от этого не прибавится…

Пока закипал чайник на костре, я решил, как вчера, взять спиннинг и спуститься к реке. У того берега неплохой приямок, до которого еще не добрались удочники – его и буду облавливать. Ставлю вращающуюся блесну Pontoon21 Synchrony #2, делаю дальний точный заброс, завожу блесну и тут же получаю поклевку – попалась форелька стандартного размера.

Повторяю заброс – есть! Подвожу такого же размера рыбку к своему берегу, но, у самых ног, пятнистая сходит.

После этого наступило затишье – три пустых проводки вертушкой. При очередной проводке, после приводнения блесны под тем берегом, я решил ее немного опустить и провести поглубже, ближе ко дну. Внешне, насколько можно оценить то место дистанционно, мне показалось, что там более метра. Ошибся, едва сделав пару оборотов получил мертвый зацеп и простился с уловистой вертушкой. В запасе второй не нашлось при себе, коробку с блеснами оставил в машине на ночь, а вот коробка с воблерами под рукой. Из всего многообразия миннишек мой выбор пал на компактный и дальнобойный DUO Ryuki 45S. Привязываю новую застежку, ставлю этот воблерок, забрасываю в приямок под тем берегом, выжидаю непродолжительную паузу, начинаю рывковую проводку без подмотки лески на катушку (сплав приманки по течению с минимально возможной скоростью) и тут же следует хорошая звонкая поклевка. Я сразу понял, что рыбка попалась совсем не стандартного размера – она, выйдя в струю, рывками стравливала леску с катушки, заставляя срабатывать фрикцион. В такой ситуации нужно просто держать рыбу, течение само вынесет ее под мой берег, где справиться с ней уже будет делом техники. Моя взяла! Рыба у берега! Опускаю руку в воду, держу ее там секунд 10-12 и после этого беру рыбу под брюшко чтобы сделать фото и освободить от крючков.

Здесь хочу подробнее остановиться на крючках. В социальных сетях и на профильных форумах постоянно вспыхивают дебаты сторонников применения одинарных крючков со сторонниками применения тройников. Я в этих спорах придерживаюсь нейтралитета, поскольку пользуюсь и теми, и другими. Однако, по моему мнению, стопроцентно перейти на одни одинарники будет не верным решением, во всяком случае для меня. Если опираться на спортивные правила FIPS, то они допускают при ловле форели применение крючков любого типа, главное, чтобы они были без обратной насечки (бородки). Тройник на воблере имеет заметно более лучший показатель засекаемости, чем одинарник, потому на чемпионатах мира и международных турнирах Trout Union Cup все участники используют именно тройники. Здесь возникает другой аргумент о травмировании рыбы. Безусловно, одинарник естественным образом выигрывает у тройника в этом показателе, однако и безбородый тройник почти всегда не наносит сколь — либо существенной травмы форели. Во всяком случае я отпускаю пойманную тройником форель без душевных переживаний за ее дальнейшую жизнь – уверен, будет жить. А вот в случае с вертушками у одинарников есть вполне практический смысл применения и заключается он в избежание зацепов за ветви в воде и плывущий по реке мусор (трава, листья, мелкие веточки). А вот рыба цепляется вполне надежно. Таким образом, я одинарники чаще всего использую при оснащении вертушек, на воблерах же куда надежнее применять тройники.

Вернемся к нашей сегодняшней ловле. Мое место, видя явный успех, совсем скоро окружили удочники. Но я успел «спасти» рыб, выловив их и отпустив. Как говорит Артем Макартычан: «Помещение очищено!» Удочники из моего приямка так ничего и не поймали.

Мы, пока готовился завтрак, продолжили сушить у костра промокшие вчера ботинки. Собирались неспеша, в мокрой обуви весь день ходить совсем некомфортно, а сменных ботинок никто не брал (на будущее сделали галочку на сей счет).

Ираклий уехал домой с вечера, на сегодня у него были запланированы дела, поэтому нынче в качестве машины десанта выступит мое авто. Чтобы успеть собрать лагерь до темноты, договариваемся вернуться на поляну в 16.00. Чтобы половить максимально эффективно, сегодня решаем разделиться на две группы и разойтись в разные стороны: я с Денисом пойду вверх, а Ивашков с Панчехиным вниз. Примерно прикинув время прохождения вдоль реки, везу их на 5 км вверх по течению. Там оставляем машину и расходимся. Мы в назначенное время поднимемся от реки на дорогу, по ней вернемся к машине и поедем в лагерь собирать вещи. Так рано выехать необходимо чтобы приехать в Краснодар не под утро следующего дня, дорога долгая, особенно вдоль ущелья реки.

Но пока у нас впереди еще много времени на рыбалку. Начав двигаться вверх, я облавливал весьма перспективные приямки: омутки за камнями, рельефные углубления.

Но ни поклевок, ни выходов не было – будто в реке вовсе нет рыбы. Я много раз отмечал, что форели такое поведение свойственно, зачастую, ее активность бывает близка к нулевой.

Первая поклевка произошла лишь спустя час после приезда сюда, когда мы прошли вверх уже несколько сотен метров. Вскоре первая форель уже была на крючках – сработал мой ветеран Sumari 55F, который я частенько применяю по старой памяти, нравится он мне.

Пройдя выше по течению, натыкаюсь на локальный приямок с глубиной около метра.

Здесь лучше поставить воблер, который очень хорош при твичинге и имеет минимальную поступательную скорость на слабом течении – к таким можно отнести Anglers Republic Alexandra 50S, которых будто создан для подобных приямков. Поставив этот воблерок, тут же ловлю пеструху.

Прохожу дальше и обнаруживаю под своим берегом очень перспективные замедления в течении реки с подмытыми берегами и лежащими на дне деревцами.

Здесь я вновь возвращаюсь к компактному DUO Ryuki 45S и, забрасывая его из-за кустов вдоль подмытых корней, ловлю несколько некрупных пеструшек.

Еще чуть выше по течению в центре русла лежит ствол принесенного паводком дерева с ветвями.

Ниже дерева образуется небольшой карман, в котором течение заметно слабее – верное место стоянки форели. Делаю заброс – есть!

После поимки этой пеструхи вновь в активности наступила пауза… Полтора часа не было ни поклевки.

Река на этом участке протекает по открытому пространству, где деревья растут довольно далеко от воды и в полуденное время не создают над рекой тени. Лишь в одном месте я нашел под противоположным берегом затененный локальный приямок.

Речка здесь довольно широка – около 30 метров и забросить точно в приямок легкую приманку довольно сложно. Да и выбор приманок весьма ограничен, лучше других туда будут долетать вертушки, но не простые, а оснащенные утяжеленным вольфрамовым сердечником. Например, на вращалку Trait #0 мы ставим трехграммовый вольфрамовый сердечник, позволяющий совершать забросы по дальности до 35 метров! Именно такую я и поставил. Первый же заброс получился предельно далеким и очень точным, а, едва начав проводку, ощутил мгновенную поклевку – есть!

Форелька не велика, но поймана из места, откуда достать рыбу, находясь на этом берегу, любой другой снастью просто невозможно.

В этих местах русло реки широко, очень много мелководных участков с локальными микроприямками. Здесь можно ловить лишь самыми мелководными воблерками и облегченными мелкими вертушками.

Мой выбор пал на воблер Pontoon21 Gaga-Goon 45SS-SR. Этот воблерок последние два года, с момента его появления, я довольно часто использую на подобных местах. Он имеет очень широкую размашистую игру, но, при этом, удерживается на сильной струе и заглубляется всего на 10-20 см. Как оказалось, мой выбор стал верным! За следующий час, проходя по этому мелководья, мне удалось поймать 6-7 форелек. Учитывая ее низкую активность, результат весьма хороший.

Проходим выше и через пару сотен метров оказываемся на неглубоком участке с приемлемой для стоянки рыбы силой течения. Здесь я ставлю DUO Ryuki 50S и сходу ловлю дежурную рыбку.

Дежурная рыбка – значит, она была здесь столь активна всего одна, остальные рыбы предпочли не обращать внимания на мой воблерок, поэтому поклевок больше нет.

Пройдя еще выше, оказываемся у устья небольшой протоки. Я решил пройтись по ней, помня вчерашнюю выразительную рыбалку на подобных ручьях. Детально расписывать ловлю не стану, но при помощи мелкой вертушки удавалось повсеместно на перспективных приямках ловить рыбку или как минимум добиваться поклевки. Это лишний раз подтвердило мои догадки, что в протоках сейчас активной рыбы значительно больше и, обладая навыками точного заброса, можно добиться весьма неплохого результата.

Вскоре наступило время «Х», значит пора выходить на дорогу и идти к машине. Пеший путь занял около часа. Лагерь собрали строго по временному графику, выехали засветло и уже в полночь пересекли заветный белый трафарет с надписью «Краснодар». Поездка очень впечатлила! Горы, читая вода и кристальный воздух, долго снятся после каждой форелевой рыбалки. Впрочем, домой мы вернулись ненадолго, уже через неделю нас ждет новый визит к пестрым рыбкам и нам будет, что им предложить на их гастрономический суд.

Алексей Шанин

Мастер Спорта международного класса по спортивному рыболовству. Обладатель двадцати медалей чемпионатов мира, девять из которых золотые.Пятикратный чемпион России. Автор тематических документальных фильмов о спиннинговой ловле и публикаций в общероссийской и международной периодике.