Чемпионат мира по спиннингу с лодок, Эстония. Официальная тренировка.
09.11.2015
Алексей Шанин (148 статей)
поделиться

Чемпионат мира по спиннингу с лодок, Эстония. Официальная тренировка.

Ох, насыщенной выдалась эта осень! График соревнований и тренировочных мероприятий настолько плотный, что мы с Сашей Панчехиным едва успевали перелетать из одной точки в другую: проведя тренировочный сбор в Эстонии на озере Вильянди, мы улетели в Астрахань, где приняли участие в чемпионате России по спиннингу с лодок, оттуда я успел залететь домой всего на одну ночь и в начале новой недели вместе с форелистами отправился в Словакию на Trout Union Cup, ну а по окончании турнира мы прилетели в Москву, Панчехин остался отдыхать в московской гостинице отдыхать, а я улетел в Краснодар сменить снаряжение – вместо форелевого взять чемоданы с щучьими наборами и тубусы с соответствующими снастями. Мы собрали все необходимое для ЧМ заранее, много раз в голове прокрутив все возможные сценарии развития событий на Вильянди, старая ничего не упустить из вида. Дома мне опять удалось провести лишь несколько часов: прилетев в 11 утра, уже в 18 часов я прошел регистрацию с двумя тяжелыми чемоданами и вылетел обратно в Москву, чтобы утром следующего дня совершить очередной перелет в Таллин.

Путь наш был не прост. Я уже много лет не летал самолетами нашего национального перевозчика, сбежав добровольно отказавшись от услуг Аэрофлота после нескольких случаев потери багажа. Последней каплей стал пропавший безвозвратно тубус со спиннингами 2010 году. Тогда, правда, была предложена компенсация в 60$ (3 кг веса), но я отказался, ведь это не покрывало даже малой части реального ущерба. Мой отказ от услуг Аэрофлота более весомы ответ этой компании в экономическом отношении, ведь я в год совершаю больше сотни перелетов. Хотя государственному монстру, конечно, все равно…

В этот раз потери багажа не произошло, к счастью, но вот отношение и обслуживание в аэропорту отвратительно: 50 минут в очереди на сдачу багажа, очередь на паспортном контроле, очередь на досмотре… В итоге, прибыв в аэропорт более чем за два часа до вылета, мы пришли к выходу на посадку, когда на борт проходили уже последние пассажиры… Нет, «нацпер» не для нас, благо пока еще есть у нас альтернатива с куда более качественным сервисом и отношением.

Остальные участники сборной России отправились в Эстонию на машинах. Им проще, они жители центральной части европейской России (Москва и Нижний Новгород), для нас единственный вариант – самолет.

СЖ_001

В Таллине нас встретил наш новый знакомый Алексей Пирожков, активный участник форума на моём официальном сайте. Изначально он вызвался нас подвести до автовокзала и посадить в автобус в городок Вильянди, но уже по нашему прилету сменил планы и отвез нас прямо на место, за что ему огромная человеческая благодарность. Расстояние до Вильянди из таллиннского аэропорта всего 160 км, правда, ехать нужно очень-очень медленно (90 км/ч), штрафы в Эстонии за превышение крупные, а камеры стоят повсюду. В пути мы вели беседы на разные темы, но я сам не заметил, как разговор мне начал сниться… Накопленная усталость была запредельной, очень хотелось отдохнуть и выспаться как следует перед самым ответственным стартом сезона.

СЖ_002

Вильянди – городок совсем небольшой, но, что интересно, здесь не вообще никаких проблем с расселением: есть отели и хостелы (частные мини-гостиницы). В одну из таких гостиниц мы и заселились. Организаторы сначала предложили нашей сборной официальный отель, однако в нем остались лишь номера с односпальными кроватями (это совершенно неприемлемо) и стены этих номеров оказались смежными с ночным клубом. По этим причинам мы решили организовать свой быт самостоятельно, по итогу не прогадали: хостел Aasa расположен почти на берегу озера неподалеку от лодочной станции.

Чемпионат мира Эстония 2015_045

Разместившись, стали ждать приезда остальных. Саша тут же взялся настраивать снасти, а я лег спать. Совершить четыре перелета за 32 часа почти без сна для организма — сильный стресс, нужно восстанавливаться, тем более, мы здесь были совсем недавно, все максимально тщательно изучили. На официальных тренировках остается лишь проверить основное. Впрочем, наверное, главная задача на тренировке — не «спалиться», то есть не сдать соперникам собственные эффективные наработки, что совсем непросто в условиях маленького водоема с большим количеством людей.

24 сентября, четверг. В восемь утра приходим на причал, одновременно привозят и нашу лодку. Мы с Сашей изначально были намерены тянуть машиной его лодку из Краснодара, но после тренировки, проведенной в начале сентября, поняли, что здесь ни скорость, ни большое водоизмещение не требуются. Гораздо проще плавсредство арендовать на месте, тем более компактная пластиковая лодка имеет преимущество при рыбалке в стесненных условиях здешних мелководий. Для удобства маневрирования мы попросили Иноземцева и Давыдова по земле привезти наш электромотор и аккумулятор, который одолжил в Москве Виктор Фокин, руководитель московского клуба Spinmedia. Везти этот инвентарь по воздуху не рационально, поэтому даже с доставкой аккумулятора из Краснодара в Москву возникли сложности, Виктор выручил.

Времени до старта первой тренировки довольно много, можно не спеша собрать снасти. С удилищами и катушками мы определились еще по итогам тренировки и приняли решение брать абсолютно одинаковые комплекты:

1. Удилище St.Croix Legend Extreme LXS70MLF2 (до 10,5 гр.) с катушкой Daiwa Exist 2510R-PE, оснащенную шнуром Pontoon21 Eighteria 20Lb.
  2. Удилище Pontoon21 Taya TYS732M-T (до 17,5 гр.) с катушкой Daiwa Exist 2510R-PЕ, оснащенную шнуром Pontoon21 Eighteria 20Lb.
  3. Удилище St.Croix Legend Extreme LXS70MF2 (до 17,5 гр.) с катушкой Daiwa Cerate 2510R-PE, оснащенную шнуром Pontoon21 Eight Braid 18Lb.

Как я сказал, каждый комплект дублирован, т.е., в лодке не три, а шесть спиннингов, каждый из которых специально под свои условия и приманки. А на время соревнований мы в лодку с собой возьмем еще по одному зачехленному удилищу каждой из указанных выше моделей на случай, если кто-то из нас поломает основное рабочее удилище. Это, конечно, маловероятно, но исключать поломку никогда нельзя. И в случае такой экстраординарной ситуации чтобы продолжить ловлю без потери качества нужно будет всего лишь достать резервное удилище и переставить катушку. Может, кому-то такая предусмотрительность покажется излишней, но это ведь чемпионат мира, здесь любая осторожность не будет лишней.

Чемпионат мира Эстония 2015_042

Кстати о тактике. Почему мы сделали вывод, что ловить нужно именно этими комплектами? Проведя тренировку три недели назад, мы определили и основные места стоянки рыбы, и ее размер, и предпочтения по приманкам: по бровке – это крупные минноу (в приоритете OSP Asura Rudra, DUO Realis Jerkbait 120SP и, особенно эффективный на тренировке, Megabass ITO Shiner 115SP), а в траве — колебалка и более мелкие воблеры на «добивание». Исходя из этого, каждый спиннинг предназначен для своих узких целей. В нашем понимании, именно такой подход способен дать максимальный эффект.

На сегодняшнюю тренировку Саша взял еще и «лайт» на окуня – удилище Pontoon21 Stylo SL732L-T до 10,5 граммов. В прошлый приезд мы на 90% исключили окуня из тактики, но на официальной тренировке его активность и плотность все равно проверить нужно, за три недели может очень многое поменяться…

Чемпионат мира Эстония 2015_008

10.00 Начало первого дня официальной тренировки.

Чемпионат мира Эстония 2015_014

Чемпионат мира Эстония 2015_018

Чемпионат мира Эстония 2015_012

Идем влево от старта и, не беря в руки удилища, наблюдаем за всеми. На воде 48 экипажей – это примерно по 200 метров береговой линии на каждый. Ничтожно мало, бровку, наверное, уже сегодня «пропылесосят» тотально…

Чемпионат мира Эстония 2015_015

Нам важнее сейчас не поддаться азарту рыбалки, а хладнокровно наблюдать и делать из увиденного правильные выводы. Мы очень надеялись, что траву особенно «утюжить» не станут, однако на поля кувшинки сразу пошли лодки. В левом углу на траву зашли два экипажа из Польши, одни довольно быстро поймали там явно зачетную щуку, всплески которой при вываживании привлекли всеобщее внимание, и вот уже поле кувшинки бороздят лодки экипажей из Англии и Ирландии. Находившиеся в поле зрения команды тут же по рациям сообщили своим эту информацию…

Нам стало ясно, что очень-очень сложную ловлю, которая нам предстоит на чемпионате, на самом деле мы себе представляли излишне оптимистично. Это, конечно, заставило думать в ином ключе, нежели до этого… По рации наши экипажи Сухов – Фоминых и Иноземцев – Давыдов сообщают, что там, в правой части, все ровно то же самое: народ на траве и периодически что-то ловит. Впрочем, бровка, как мы и ожидали, тоже находится под жестким прессингом, и тут фишку с крупными минноу просекли многие, отчасти, наверное, подглядев за теми, кто твичил крупные воблеры, особо не стараясь это скрывать. В общем-то видно, что «лохов» нет, на чемпионат мира случайные люди не ездят…

Мы покрутились немного у левого угла озера, понаблюдали, при этом занимаясь откровенной ерундой: я джиговал, кидая какой-то твистер на джиг-головке, а Саша таскал в придонном слое тяжелую колебалку… А что еще делать в такой ситуации?! Везде глаза, за нами следят особенно, зная нашу тягу именно к щуке, которая на этом водоеме явный фаворит. Рыбу колоть желания нет,  она нам будет очень нужна в субботу и в воскресенье.

Уходим в центральную часть озера. Здесь ровной цепочкой вдоль береговой бровки выстроились лодки и «чешут» свал. Кто во что горазд: одни ловят микро-джигом, другие твичат воблеры, третьи кидают приманки «на кита» — крупный силикон и полноразмерные джерк-бейты. Интересно понаблюдать со стороны за тем, что предпринимают и как думают в условиях одного водоема люди совершенно разных рыболовных школ. Для ирландцев, например, слово Pikefishing (ловля щуки) твердо ассоциируется именно с приманками «на кита», а для французов – это крупные вертушки и весь возможный силикон в форме рыбки. Во всяком случае то, что мы видели в исполнении спортсменов этих команд на тренировке, производило такое впечатление.

Было сразу видно и тех, кто серьезно настроен на окуня: у них в лодках лайтовые удилища с вклеенными вершинками. У одного из литовских экипажей мы узрели целый пучок таких спиннингов! Потом, конечно, стало ясно, что они сделали ставку на комбинированную ловлю: окунь плюс щука и это оказалось ключиком к командному успеху! Мы тоже не исключали окуня, поэтому встали на известное нам место, где точно есть определенная концентрация полосатых.

Здесь Саша взял лайтовый Stylo, поставил мелкий твистер на головке около трех граммов и довольно быстро поймал нескольких окуней, из которых всего один был кондиционного размера (к зачету принимается окунь длиной не менее 23 см).

Чемпионат мира Эстония 2015_023

Чемпионат мира Эстония 2015_022

До нас на этой точке посменно уже стояли несколько экипажей, которые наверняка тоже что-то поймали. Не упираемся в место, уходим в правую часть озера и продолжаем наблюдение.

Глядя на панораму береговой линии, почти невозможно найти место, где нет лодок. Спортсмены повсюду: на меляках и на бровках. Что же тут останется к соревнованиям… Уйти от нуля – уже будет за счастье!

Подходим к правому дальнему углу. Здесь всего одна лодка – команда Южной Африки. Ну, думаем, их особо можно не стесняться. Подходим ближе к камышу, Саша начинает облавливать дно на двух с половиной метрах тем же мелким твистером. А я ставлю колебалку Колесникова на Taya и быстрой проводкой прочесываю прибрежную кувшинку, сконцентрировавшись на визуальном отслеживании приманки, чтобы в случае выхода рыбы, быстро выдернуть, не дав щуке укусить блесну. Нам нужно просто увидеть рыбу и оценить ее размер. Сработало: в прогале между камышами выскочила с ускорением явно зачетная щука – я едва успел выдернуть колебалку. Запоминаем точку, уходим в сторону… Почти сразу у Саши поклевка со дна на микро-джиг и срез приманки. Это щука, но вот размер не понятен. Уходим совсем.

Прошло уже четыре часа тренировки. Проплыв малым ходом от дальнего правого конца озера до центра, подходим к берегу и упираемся в микро-джиг. За оставшиеся два часа было две поклевки, одну из которых Саша реализовал – окунь 37 см!

Чемпионат мира Эстония 2015_024

Напротив нас стояли ирландцы, бросавшие из глубины на береговую бровку непонятные приманки (издали не различить). Вдруг один из них подсек, стал вываживать, а когда поднял рыбу к поверхности, эмоционально оживился его напарник и стал что-то кричать. Выяснилось, что они поймали судака! Для ирландцев эта рыба экзотична, в их стране клыкастый не обитает. Это был единственный судак, пойманный за все четыре дня (два дня тренировок и два дня чемпионата).

Вечером, после официального открытия и ужина, собираемся всей командой и подводим итог тренировки. Никто из нас, ясное дело, не пытался выковырять рыбу, все преимущественно вели наблюдение за соперниками. Поделившись наблюдениями, делаем и первые выводы:

• За три недели в активности рыбы мало, что изменилось. Крупная щука не «вылезла», места ее концентрации не претерпели изменений.
  • Окуня из нашей тактики можно исключать, зачетный размер в 23 см фактически обрубил смысл упираться в него, ведь почти весь пойманный не превышал до 20-22 см. Конечно, попадаются бонусные горбачи, такие, как сегодня поймал Панчехин. Но надо понимать, что целенаправленно такую рыбу поймать шансов куда меньше, чем щуку на зачетные 45 см, которая по баллам даст значительно больше.
  • В ловлю «въехали» в той или иной степени многие. Прогнозировать что-либо сейчас невозможно, по нашей общей прикидке десяток команд явно претендуют на попадание в призы.

В результате у меня сложилось мнение, что чемпионат будет самой настоящей игрой нервов. Хорошо выступит тот, кто проявит стальные ноты своего характера, у кого не затрясутся руки при сходе хорошей рыбы или при тотальном невезении, когда будут ловиться исключительно незачетные рыбы. К тому же, все будет происходить на глазах у соперников, ведь даже успех спортсменов из других команд способен вывести многих из равновесия. Собственно, это простые истины любого спорта, однако конкретно здесь, на Вильянди, в условиях тесноты именно игра нервов выйдет на первое место в достижении успеха.

Сам не заметил, как смахнул с себя накопленную усталость. Уже после первой тренировки настроение великолепное, на сонную муху вовсе больше не похож и появилось неудержимое желание «разорвать» это озеро, показав свой бойцовый характер. Обычно, когда я ловлю такую волну настроения, в руках начинает все «гореть», и получается достичь любой цели. Мой добрый друг и напарник Саша Панчехин, как я вижу по его настрою, «хапнул» ту же волну. Да и вся наша команда — Дима, Володя, Саша и Валера — настроены на борьбу серьезно. Есть неподдельный командный дух (на этом хочу сделать акцент – не поддельный, а искренний!), мы намерены провести большую работу, в которой у каждого будет очень важная для всей команды миссия. Но об этом не сейчас, завтра последний тренировочный день.

25 сентября. Регламент дня сегодняшнего ничем не отличается от вчерашнего: предстоит шестичасовая тренировка с 10.00 до 16.00. Опять будем плавать по акватории и заниматься наблюдением: кто и где побывал, что ставил… С тактикой мы уже определились, ловля тоже ясна. Наверное, даже эти наблюдения нам не дадут особенно важной информации, скорее, важно держать под контролем те места, которые мы выделили как приоритетные на время туров, чтобы понимать, сколько экипажей там побывало на тренировке и что они предпринимали. Но со старта мы пошли туда, где у Саши вчера клюнул крупный окунь. На точке мы оказались не одни, кроме нас здесь было еще несколько экипажей, которые тоже пробивали окуня легким джигом. Медленно перемещаясь, в два спиннинга с Сашей облавливаем место – глухо. Минут через сорок начали расплываться в другие части озера лодки, стоявшие вокруг нас. Никто из них тоже ничего не поймал.

Чемпионат мира Эстония 2015_027

Чемпионат мира Эстония 2015_030

Погода тихая, пасмурная, что называется, щучья. В прибрежной части у камыша в кувшинке щука проявляла себя всплесками, нас это очень радовало, но в траву мы упорно не лезем. Спортсмены из многих других команд прекрасно знают, что травяная ловля – наш конек и им непривычно наблюдать за нами, занимающимися джигованием. Как потом признались некоторые из ребят, этим мы их несколько смутили и даже слегка ввели в заблуждение. Они ведь не знали нюансов нашей тактики на тренировку, потому сделали неверный вывод, что мы плохо определились тактикой на сами соревнования. Все же было с точностью наоборот.

Уходим отсюда и плывем под дальнюю часть озера, где у стенки камыша встречаем Сухова и Фоминых. Подплываем к ним. Они стоят на свале в семь метров, который начинается от самой стенки камыша. У них задание от Иноземцева простучать джигом именно этот глубокий свал. У нас тоже было некоторое количество джиговых приманок с собой. Я беру семиграммовую головку с острым правильным крючком Owner, насаживаю виброхвост Megabass (новинка 2015 года) и делаю заброс в берег. На одной из проводок, примерно на пятиметровой глубине, происходит поклевка – есть. Сопротивляется солидно, не совсем уж мелочь… Вытаскиваю – щучка 43 см. Незачет. Ребята говорят, что такая и клюет, зачетного размера нет. Как и мы, минноу они не ставят.

Но, чтобы успокоить подсознательного «червяка», который терзает сомнениями: «А работает ли ITO Shiner, на который мы так надеемся?!», Панчехин ставит этот воблер, предварительно поджав крючки во избежание засечки рыбы. Приманка совершенно новая, поэтому после поклевки обязательно останутся «телесные повреждения» от зубов. Первого контакта долго ждать не пришлось: уже на второй поклевке Саша ощутил приличный удар, а на теле воблера образовались крупные царапины. Делаем вывод – работает!

Чемпионат мира Эстония 2015_039

Валера Фоминых и Саша Сухов остаются прочесывать этот свал, а мы едем под противоположный берег, будем искать окуня. Ребята, помимо того, что прочесывают свал, еще наблюдают за очень перспективным мелководным участком, который мы условно назвали «партсобрание». У нас есть определенные надежды на это место, три недели назад в кувшинке на этом участке было много зачетного размера щуки, образовавшей концентрированную популяцию,  которая очень хорошо отзывалась на колебалку. Но сейчас там «топчутся» поочередно все, кому не лень. Поимок ребята не видели, но распугать рыбу там могут тотально, чего совсем не хотелось бы…

Чемпионат мира Эстония 2015_038

А мы продолжаем страдать ерундой искать окуня. Панчехин уперся плотно, а я, не запасшись его терпением, пробую всякие разные приманки: то раттлин метну, то глубинный воблер с большой лопатой, то тяжелый джиг… Взял сегодня с собой в лодку даже кастинговое удилище Pontoon21 Seven&Half с тестом до 42 граммов, оснащенное катушкой Daiwa Ryoga 1016L, на которое поставил «резину» «на кита»: рыбка из мягкого пластика длиной 18 см на головке 30 граммов. По меркам средней Волги приманка очень классная, но вот на Вильянди что-то никто ее не желал укусить.

Чемпионат мира Эстония 2015_035

Чемпионат мира Эстония 2015_036

Убив три часа на воде за непонятным занятием, беру спиннинг Taya. Когда это удилище оказывается в руках, я испытываю очень приятное ощущение, которое можно охарактеризовать как отклик внутреннего голоса: «Да, это именно то, что тебе надо!» Сейчас есть непреодолимое желание метнуть под кувшинку колебалочку… Открываю коробку, достаю блесну, забрасываю и… Сразу ловлю незачетную щучку! Панчехин говорит: «Хорош! Ты что творишь?! Убери ее!» В общем-то ничего «криминального» я не совершил: вокруг не было никого, а на это место мы не рассчитывали на время туров. Кладу «Таю», снимаю колебалку… Их выход завтра, надеюсь… Почему надеюсь?! Да просто пока не ясен стартовый состав, нет стопроцентной уверенности, что мы будем завтра «играть». У Иноземцева свои мысли и мы никак не вмешиваемся в командную тактику. Впрочем, внутренняя уверенность была, что мы должны быть в стартовом составе. Володя видел нашу готовность и жажду борьбы.

До окончания тренировки полтора часа. Саша все пытается уговорить полосатых, а я достал коробки с приманками и решил, пока есть свободное время, заменить на воблерах, которыми точно буду ловить в туре, родные тройники на более мощные Owner ST36BL.

Чемпионат мира Эстония 2015_026

Чемпионат мира Эстония 2015_033

Чемпионат мира Эстония 2015_032

Чемпионат мира Эстония 2015_031

Чемпионат мира Эстония 2015_025

Выполнив эту процедуру, предлагаю Саше поехать в левый угол озера, еще раз там осмотреться и проверить кувшинку. Маршрут из одного конца озера в противоположный занимает менее десяти минут! По пути туда разгоняем стаю чаек, сидевших на воде.

Чемпионат мира Эстония 2015_040

Чемпионат мира Эстония 2015_041

В этом конце на траве, как и вчера утром, лодок очень много. Останавливаемся и наблюдаем. Почти сразу на наших глазах англичане ловят зачетную щуку, даже берут ее подсаком. Молодцы, думаем, свою рыбу вы поймали сегодня…

Чемпионат мира Эстония 2015_043

Выждав еще десять минут, подходим ближе. За это непродолжительное время мы успели понять особенность перемещения всех, кто здесь есть. Они не заходят на самое мелководье к камышу, где, по нашим наблюдениям, наблюдалась наибольшая концентрация щуки. Левее, в месте, где от мелководья начинается свал, очень правильно стояла лодка одного из украинских экипажей. В этом месте мы еще три недели назад обнаружили локальное скопление зачетной щуки, значит, они тоже правильно сориентировались.

Чемпионат мира Эстония 2015_044

Мы зашли на кувшинку и подошли к камышу на дистанцию заброса. На этот участок у нас большая надежда, скорее всего, со старта мы пойдем именно сюда. Сейчас очень ответственный момент, нужно окончательно убедиться, что наше понимание ситуации на воде верно, и мы строим свою тактику правильно. Я одолжил у Саши уокер DUO Realis Pencil 85, с которого снял тройники.

СЖ_003

Глубины под камышом едва будет с полметра, много водорослей и кувшинки. Уокер без крючков, который пройдет везде, является идеальным идентификатором присутствия щуки. Реакции долго ждать не пришлось: на очередном забросе в самый угол закутка камышей, едва я начал проводку, из камыша, подобно выстрелу крупнокалиберного орудия, яростной атакой вылетела щука. Она успела схватить приманку и довольно долго не отпускала ее, «терзая» «жертву» в пасти. Видно, очень голодна… Выматываю приманку, озираюсь и замечаю, что украинский экипаж, уходя с той точки, которую мы имеем в виду, по всей видимости заметили эту громкую яростную атаку моего уокера. Мы смещаемся, я забрасываю в другой угол – выход! Размер не понятен, но сам факт убедил нас, что рыбы на всем этом мелководье достаточно, чтобы начать завтра ловлю именно здесь.

Смещаемся на место, где стоял украинский экипаж. Саша достает из коробки воблер Megabass ITO Shiner 115SP с загнутыми вовнутрь крючками. Делает заброс вдоль бровки, проводит и ощущает мощную поклевку. Щука схватила воблер и, удерживая его в пасти, потащила куда-то. Выплюнула она пластмасску примерно через десять секунд! Мы оба абсолютно уверены, что это была зачетного размера рыба. Смещаемся вдоль бровки…

Из центра озера замечаем приближение катера… Это другой украинский экипаж: Мельник – Корзенков. Они заходят ровно по тому треку, по которому мы подходили к камышам! Мы оба уверены, что им передали информацию о той взрывной поклевке и они решили пробить эту стенку. Позже, когда после чемпионата мы разговаривали с Андреем Мельником, выяснилось, что это чистое совпадение: информацию им не передавали, а щуку здесь они сами нашли еще в августе, когда в сборную Украины проходили отборы. Забавно, но факт! Бывают и такие совпадения!

Впрочем, у ребят тут не было сейчас поклевок, возможно, мы просто успели раньше… Все, время близится к четырем вечера, пора возвращаться в зону финиша, где стоит судейская лодка и фиксирует всех возвращающихся с тренировки. Нужно обязательно выйти с воды до 16.00, если опоздать, можно легко заработать ненужное предупреждение. Но никто не опоздал, все люди опытные, проблем никому не нужно.

Швартуемся у берега. Мимо проходит наш латышский знакомый Вадим и останавливается около нас с вопросом:

— Ваша лодка?

— Да! — отвечаю.

— Выступать на ней будете? – спрашивает Вадим.

— На ней! – подтверждаю ему.

— Шутишь?

-Нет!

— Серьезно?

— Конечно серьезно! Мы ее здесь арендовали, с собой тянуть возможности не было. – объясняю ему.

— А где эхолот и «структурник»? – переспрашивает Вадим.

— А нету… Зачем это здесь?! – говорю я.

— У вас нет эхолота?! И такая маленькая смешная лодка?! Ну парни… Я «взорву» Интернет, если вы на этой лодке выиграете у всех, кто на навороченных мощных катерах в «полном фарше»! – эмоционально ответил Вадим.

В общем-то эхолот там действительно не нужен, не говоря уж о «структурнике». Мы намеренно не брали электронику, понимая, что ловить будем визуально. Ну а размер лодки… По-нам – это то, что нужно. Где-нибудь на Волге подобное плавсредство было бы немыслимо, а на Вильянди в самый раз!

Забираем из лодки снасти, идем в гостиницу. В душе присутствует волнение по поводу завтрашнего стартового состава. Не очень приятное ощущение, чувство неопределенности в чистом виде. Однако настрой есть, он сильный, и мы готовимся к туру в любом случае.

Заходим в гостиницу. Ребята уже здесь, все заняты подготовкой, хотя нервозность по поводу стартового состава присутствует. Иноземцев ушел на совещание капитанов, своими мыслями по поводу состава на завтра ни с кем из нас он не делился, сказав только: «Есть интересные мысли по этому поводу…» Ждем… А пока готовим снасти: откладываем в коробки только самое необходимое, перепроверяем пропускные кольца на удилищах (на предмет сколов на вставках, которые не допустимы вообще) и, самое главное, на все шесть рабочих катушек (по три у каждого) наматываем абсолютно новые шнуры. Снасть должна иметь максимально возможную надежность, чтобы во время ответственного тура ничто не могло пойти не так. Реализация поклевок должна быть близкой к ста процентами, хоть это и не просто, но к абсолютным показателям необходимо стремиться. В нас есть абсолютная уверенность, что с удилищами мы определились верно, ну а правильность тактики может подтвердить лишь результат…

Возвращается Иноземцев, мы, конечно, с порога задаем ему очень волнующий вопрос о составах, в ответ слышим: «Не бегите впереди паровоза! Пойдемте ужинать!» Заняв столики к ресторанчике, который посещали каждый вечер, Володя объявляет: «Я долго и мучительно думал над составом на первый тур… Решение таково: завтра «играют» Панчехин – Шанин и Фоминых – Сухов. Мы с Давыдовым в запасе, но на берегу будем вести полный мониторинг ситуации, чтобы вас своевременно информировать. По замене на второй тур: первое и второе место однозначно «играют» дальше, с третьего по шестое – на усмотрение тренера, а экипаж, упавший ниже шестого места – автоматическая замена». Затем Иноземцев выдержал паузу в своей речи, смотря в одну точку и добавил: «Честно скажу, изначально рассматривал совсем другой план. Я хотел вас (кивая на нас с Панчехиным) оставить в запасе с обязательной заменой во втором туре. Логика была такова: в первом туре убивается вся бровка окончательно, а на второй тур выпускаем вас и вы «убиваете», как спецы своего дела, всю траву. Однако вы все прекрасно видели, что оба дня тренировок по траве лазили все, потому «ботву» нужно «убить» завтра, до воскресенья она явно не доживет». Ну а дальше мы долго обсуждали тактические аспекты, каждый высказал свои мысли и в диалоге у нас выработался общий план: Сухов с Фоминых идут вначале на «пляж» (мелководье с травой напротив той точки, где Панчехин поймал большого окуня), затем в правый дальний угол на мелководье и потом переходят на «партсобрание». Мы же уходим в левый тупик, где на меляке под стенкой камыша вчера «выстреливала», атакуя уокер без крючков, хорошая щука, оттуда переходим под ближнюю стенку, прорабатывая одновременно и бровку и прибрежную траву, а затем уходим в противоположный торец озера и пробиваем дальнюю левую стенку от угла. При таком раскладе мы должны без проблем уложиться в отведенные шесть часов и успеть качественно обловить намеченные участки.

Однако одна новость, не связанная с тактикой выступления, подпортила настроение. В этот раз вся сумма организационного взноса ложится на карман членов сборной! Немыслимо, но это факт! Последние годы взнос на всех чемпионатах мира вносила ФРС России, но этот год (надеюсь только этот год!) стал исключением. Деваться некуда, скидываемся из собственных денег по 220 евро…

Поужинав, возвращаемся в гостиницу. На завтра уже все собрано, морально настроены на бескомпромиссную борьбу. Ложимся спасть, силы будут очень нужны.

Алексей Шанин

Мастер Спорта международного класса по спортивному рыболовству. Обладатель двадцати медалей чемпионатов мира, девять из которых золотые.Пятикратный чемпион России. Автор тематических документальных фильмов о спиннинговой ловле и публикаций в общероссийской и международной периодике.