Новости

11.03.2015

Две части рассказа о тренировке на горной реке опубликованы в блоге

После прошедшего осенью второго Кубка России по спиннингу с берега команда краснодарского края осталась на зарыбленной реке на два дня, чтобы провести работу над ошибками и отработать навык ловли ручьевой форели вертушками и «резиной»

17.02.2015

Выманить из камыша и поймать!

Новый большой отчет в блоге рассказывает об отработке навыка выманивания щуки из затопленного камыша при помощи бескрючковой поверхностной приманки и «резины» на офсетном крючке

Блог

Алексей Шанин
Добавлено: 01/01/2015 (22:44)

28 ноября - 3 декабря 2014 года (часть 1)

Я давно хотел реализовать свою давнюю мечту – побывать на трофейной морской рыбалке. Эти мечты долгое время могли бы так и оставаться лишь мечтами, которые когда-нибудь сбудутся, если бы не внезапное предложение от моих питерских приятелей скататься в Италию и попробовать поймать там тунца. Предложение поступило очень кстати, ведь в конце осени и начале зимы я всегда свободен: нет соревнований, далеких поездок на съемки и, как правило, общественная деятельность (проведение семинаров) у меня начинается позднее. В любое другое время на столь заманчивое предложение я был бы вынужден ответить отказом, как это уже бывало.

Волокиты с оформлением въездных документов мне  удалось избежать благодаря имеющейся в паспорте многоразовой Шенгенской визе, достаточно купить билет на самолет и вперед. Вот только с перелетом все сложилось не просто, ведь в Римини нет из России регулярных рейсов, одни чартерные, имеющие репутацию не пунктуальных. К тому же менее чем за сутки до вылета выяснилось, что аэропорт Римини закрыт по причине банкротства и лететь предстояло теперь в Анкону – городок, расположенный в ста километрах юго-восточней Римини. И в Римини, и в Анкону есть прямые рейсы из Краснодара, но, опять же, чартерные. Чтобы не отбиваться, решили лететь все вместе из Москвы.

Для меня чартеры нежелательны еще и по причине провоза багажа. Я много лет летаю лишь одним альянсом авиакомпаний, наиболее лояльных не только к часто летающим пассажирам, но и к перевозке спортивного инвентаря, к числу которого относятся и рыболовные снасти. Имея статус элитного участника программы лояльности, я могу бесплатно провозить на любых рейсах альянса OneWorld (в него входят 15 крупных авиакомпаний мира) два места багажа по 32 кг каждое, на чартере же моя норма как у всех – всего 20 кг. Это ограничение заставило при сборе вещей перед вылетом тщательно подбирать только то, что точно понадобится в Италии. Изначально ловить мы предполагали лишь на море, поэтому я взял небольшой набор для рокфишинга: пачку червей, набор крючков, морские джиг-головки и форелевое удилище Pontoon21 Stylo SL722UL-M с тестом до 6 граммов. Для ловли тунца в моем арсенале ничего нет. Возможно, пока нет…

Ранним утром 26 ноября собираемся в аэропорту Домодедово. Наш коллектив состоит из четверых: я, питерский спиннингист Егор Смирнов, координатор Сергей и оператор Вячеслав Тин. Изначально рей был назначен на вылет из Внуково, но, как я уже говорил, менее чем за сутки вылет перенесли в Анкону и, что мне очень приятно, из Домодедово – этот аэропорт мне давно как родной.

Три часа в воздухе и наш пожилой Боинг 757 аккуратно умостился на полосу аэропорта Анконы. Отсюда нам предстоит небольшой марш-бросок в прибрежный городок Пезаро. Дорога в 80 километров по автостраде заняла не более сорока минут и вот мы уже на берегу Адриатического моря заселяемся в отель Ambassador, который, в общем-то, и организовал нашу поездку. Сейчас на побережье не сезон, многие гостиницы на зиму вообще закрылись, Ambassador же, помимо обычных туристов, любящих местные достопримечательности, стремится привлечь еще и рыболовов и это разумно: толп людей, как летом, в межсезонье нет, рыба, как правило, активна, а погода вполне комфортна – такая же точно, как на черноморском побережье нашего Краснодарского края. Конечно, главный культовый объект ловли на Адриатике – это тунец. Ловится он здесь круглый год, за исключением лишь периода нереста в мае. Что интересно, в мае тунца не только можно ловить (нет нерестового запрета), но и забирать с собой! Парадокс, но именно в нерестовый месяц эта рыба не запрещена к изъятию! Подвох лишь в том, что в мае поймать его затея почти бесполезная, поэтому особо упорные могут быть вознаграждены деликатесом к столу. Остальные одиннадцать месяцев в году изъятие тунца строго запрещено, а штраф за одну не отпущенную после поимки рыбу измеряется десятками тысяч евро!

Отдохнув после перелета и бессонной ночи, встречаемся с Массимо, к нашему счастью говорящий на английском языке. Он рыболов-эксперт при отеле Ambassador, ответственный за нашу рыбалку. Массимо сообщает нам, что на сегодня и завтра прогнозируются дожди, поэтому выходить в море не имеет смысла, а вот послезавтра, как он выразился: «Перфекто!» - будет безветренно и тепло. Мы, обсудив планы, решили завтрашний день посвятить прогулкам по местности и съездить в микро государство Сан-Марино полюбоваться видами и что-нибудь купить, ведь там расположена зона беспошлинной торговли. Честно признаться, турист из меня совсем никакой: за час там я нагулялся вдоволь, а магазины с женскими сумочками, кожаными куртками и духами меня не интересуют вовсе. Вино я не пью, сыр не ем. Впрочем, каждому свое, а мне на рыбалку охота…

Утро 28 ноября. Просыпаемся очень рано, наспех выпиваем по чашке кофе в кафе при гостинице и выдвигаемся в порт. Там уже нас ждал полностью снаряженный катер, оснащенный спаркой двигателей по 300 л/с каждый. Может показаться, что это много, однако, учитывая вес судна и потребную мощность в морских условиях, такой запас «лошадок» оказывается в самый раз.

Знакомимся с капитаном. Его зовут Робби, он профессиональный морской рыболов. Именно профессиональный, ведь помимо вывоза людей в море на тунца, Робби имеет свой рыболовный магазин, выпускает морские снасти под своим брендом и постоянно принимает участие в очень популярной итальянской передаче «Big Fish».

Выйдя из гавани малым ходом, оказываемся в море. Здесь Робби дает разгуляться как следует всем шести сотням «лошадей», до первой точки по морской мультимедийной навигационной карте нам идти 38 километров. Точкой обозначен район, расположенный между нескольких буровых платформ. Массимо пояснил, что количество тунца здесь всегда наиболее велико.

Скоро из дымки сюрреалистично появляются профили буровых платформ. В легком тумане выглядят они даже немного жутковато. Где-то в этом районе начинаем поиск «котла». Массимо говорит, что найти скопление активной рыбы визуально совсем не сложно: кружащиеся чайки выдают кормящихся у поверхности рыб с большого расстояний – полная аналогия с поиском жереховых пиршеств.

Бороздя акваторию, в поиске мы провели около часа – результат нулевой. Тунца у поверхности нет. Массимо посовещался с Робби на итальянском и вскоре предложил нам подъехать к одной из буровых платформ. Мощные подводные конструкции являются своего рода искусственным рифом, привлекающим сюда огромное количество самой разной рыбы. Мы с Егором одобрительно кивнули.

Подойдя к буровой, видим, что на ней кипит работа. Начинаем швартоваться, но один из рабочих начал что-то выкрикивать сверху нашим гидам. Я, было, подумал, выгоняют… Но нет, Массимо сказал: «Не беспокойтесь, он попросил встать на другую сторону платформы, потому что сюда скоро пришвартуется катер технической поддержки».

Подойдя к опорам, я взглянул на показания эхолота – там нарисовано облако рыбы! Спрашиваю у Массимо, какая тут в основном ловится рыба, он ответил: «Макрель, пеламида, сарган, а по периметру постоянно охотятся крупные хищные рыбы». Что это за крупные хищные рыбы я выяснять не стал, но совершенно точно здесь есть и барракуда, и луфарь, и корифена, и, конечно, тунец.

Пришвартовавшись, замечаю, что под самой поверхностью стоит огромный косяк рыбы! Тут я сразу вспоминаю про свой комплект для рокфишинга, оставшийся в гостиничном номере. Но Робби выдал нам по удилищу, правда, тестом они далеки от UL и ловить предложил далеко не на искусственные приманки. В качестве наживки здешние рыболовы используют куски мелкой рыбешки, а пойманная макрель, размером 15-20 см применяется как приманка уже для ловли тунца в дрейф.

Мы приступили к ловле. Удовольствия от такой рыбалки никакого. Последний раз на куски рыбьего мяса я ловил очень далеком детстве, да и столь грубая снасть не дает возможности ощутить прелесть поклевки, чувствуешь лишь легкую тяжесть, когда рыбеха уже на крючке.

Вскоре нам это стало надоедать. Ни я, ни Егор никогда не ловим натуральными приманками, у нас даже мозги работают лишь с учетом применения чего-то искусственного. На наше счастье у Робби нашлась коробочка с мелкими морскими колебалками, их-то мы и начали предлагать здешним обитателям. Однако к колебалкам пеламиды и макрели отнеслись весьма прохладно: поклевки происходили реже, правда, размер пойманных рыб увеличился.

Через полтора часа Робби предложил уйти от платформы в море на поиск тунца. Мы, конечно же, сразу согласились, ведь эта рыба наша основная цель! Но тут нас снова ожидало не то, на что мы рассчитывали. Робби взял мощное удилище, выбрал макрель не крупного размера из тех, что мы поймали и насадил ее на крючок. Он предложил мне проделать ту же манипуляцию на другом удилище, но я вежливо отказался.

Итальянцы забросили снасти недалеко от катера, Робби включил в корме катера «мясорубку» - устройство, измельчающее мелкую рыбу в фарш, который падает в воду, создавая привлекающий внимание рыб шлейф в толще воды, тянущийся за катером. Время утомительно тянулось, поклевок большой рыбы все нет и нет… Наш темперамент не позволяет нам долго пребывать без движения, поэтому мы взяли с Егором по мощному спиннингу и пошли на нос упражняться. Эхолот показывает глубину 39 метров. На наших удилищах стоят джиг-головки с силиконом весом за 150 граммов, поэтому нам даже удавалось сделать несколько ступенек по дну. Но это все чистое баловство.

В 16.00 Робби развел руками и сказал, что сегодня тунцы отдыхают. Мы собрали снасти и поехали к берегу. Позже я посмотрел по треку на навигационной карте, за день мы проделали по морю путь протяженностью почти в сто километров. Учитывая расход топлива двух трехсоток и стоимости бензина в порту, даже пустая поездка выходит сильно не дешево. Но оно стоит того, если есть возможность. Как сказал Массимо, достаточно поймать лишь одного тунца и все остальные рыбы уплывут из головы. В моем случае, конечно, это едва ли, но многие рыболовы, подсев на ловлю тунца, от других видов ловли отказываются. Тот же Массимо признался, что последний раз в пресной воде рыбачил аж четыре года назад.

На следующий день просыпаемся так же рано. Массимо приходит в кафе при гостинице и сообщает, что море сильно волнуется, нужно ждать звонка от Робби. Вскоре у Массимо зазвонил телефон, он поговорил с Робби и вынес заключение: садимся в катер, выходим из порта и уже в море принимаем решение.

За молами море было не спокойно, но терпимо, решаем идти ловить. Но пройдя первые десять километров, я понял, что решение ошибочное. Вдали от берега волна выше, острее, а сила ветра заметно больше. Путь до ближайшей буровой платформы занял около часа, но на ней велась разгрузка катера технических служб, поэтому мы пошли к следующей платформе.

Прибыв на место, начали попытки пришвартоваться. Это сделать получилось лишь с пятой попытки – волны очень большие. Слава Тин сказал, что даже если что-то будет ловиться, нормально снять при такой болтанке все равно ничего не выйдет, но он старался.

Сегодня мы взяли с собой свои снасти и микро-джигом. Рыба, действительно, клевала охотно, правда, очень мелкая.

Выдержать столь экстремальные условия мы долго не смогли и приняли решение идти на берег. Ко всему из-за болтанки Массимо не стоял на ногах и упал на корму, отбив поясницу. Море к нам совсем не благосклонно…

Совсем недавно, 21-22 ноября здешние рыболовы очень хорошо ловили. За день на катер ловили по 6-7 тунцов, а вес каждой из рыб варьировался от 20 до 50 кг! Мы надеялись, что погода до отлета еще позволит нам выйти в море, но, увы, нет…

Посовещавшись на берегу, принимаем решение завтра ехать на горные озера. Мы пока не знали какого формата эти водоемы, вся информацию свелась лишь к тому, что там находится каскад небольших и средних по размеру озер, в которых обитает почти вся пресноводная рыба, встречающаяся в Италии. Сделано это искусственно для спортивной рыбалки, т.е., неукоснительно соблюдается принцип «поймал - отпусти». А вот какие там условия ловли для нас осталось загадкой.

Я не рассчитывал на ловлю в пресной воде, поэтому не взял с собой ни форелевых, ни щучьих, ни, тем более, бассовых приманок и удилищ. Но выкрутиться, все же, сумел: удилище Stylo SL722UL-M специально создано для ловли форели, именно им Алексей Ивашков выиграл в этом году Кубок России на Малой Лабе; в коробочке с мелкой морской фурнитурой случайно оказалась одна вертушка Pontoon21 TB Trait #00, один воблер DUO Ryuki 50F и несколько крючков Owner S-59 #6, а в кармашке чемодана завалялась пачка червей из мягкого пластика, которую я положил туда еще перед поездкой на чемпионат мира в Болгарию. В общем худо – бедно, но есть чем ловить, правда, без права потери приманок.

Еще один нюанс – на катушках у нас намотан плетеный шнур мощностью 14Lb. Ловить, в первую очередь, нам предстояло форель, а эту рыбу плетенкой я вообще никогда не ловлю, тем более такой мощной. Выход нашелся быстро, у Егора с собой оказался моток флюорокарбона мощностью 5Lb, из которого мы сделали поводки метровой длины, привязав их к шнуру. Грубовато, но в нашем безальтернативном случае весьма находчиво.

В шесть утра выехали из Пезаро. Путь наш лежал сначала по автобану вдоль Адриатического побережья на северо-запад, а затем мы свернули на юго-запад в горы. На одном из дорожных указателей я увидел очень знакомое название населенного пункта – Перуджия. Это единственная провинция Италии, не имеющая выхода к морю, однако ее богатством являются невероятно красивые горы! Именно там на реке Нера в 2011 году проходил чемпионат мира по ловле спиннингом с берега в рамках Всемирных рыболовных игр, которые еще негласно называют «рыболовной Олимпиадой». В том чемпионате я выступил успешно, завоевав «бронзу» в личном зачете.

Путь до места у нас занял ровно час. Прибыв, Массимо коротко рассказал, что сейчас мы начнем ловить с самого верхнего озерца, в котором обитает только «Trutta Fario» - ручьевая форель. Я переспросил: «Rainbow trout?», на что получил эмоциональный ответ: «No! No! No! Only Fario!» - только пеструха! Меня это обрадовало! Я с большой нелюбовью отношусь к радужной форели, не по душе мне она. При словосочетании «радужная форель» мне в голову приходит первая же ассоциация, связанная с ледяным прилавком в супермаркете, на котором лежат тушки радужек. Как объект рыбалки выходного дня на платном пруду она подходит хорошо, но совсем не как вид спорта и уж тем более ей, как пришельцу, не место в наших диких водоемах.

Прежде чем приступить к ловле, нужно произвести оплату рыбалки. Цена, надо заметить, вполне демократичная, всего 25 евро за световой день рыбалки на одиннадцати водоемах! Провести аналогию с нашими платными водоемами просто невозможно, т.к. у нас ничего подобного просто нет, а то, что есть, стоит дороже. Поэтому пользуемся моментом.

Местность здесь мне очень напомнила горные районы Краснодарского края, куда я езжу круглый год ловить голавля. И состояние природы, и температура воздуха, и запахи обманчиво наталкивают на мысль, будто я вовсе не в Италии, а где-нибудь под Горячим Ключом. Впрочем, не удивительно, широта ведь одна.

Вот мы на берегу первого озерца. Подходя к нему, Массимо предупредил, что приближаться к воде нужно очень осторожно, т.к. вода прозрачная, глубина небольшая, а форель очень осторожна.

На мне белая куртка, которую я надеваю выходя в море, выгляжу, как заяц – беляк. В столь локальных условиях такой внешний вид, конечно, не способствует конспирации.

Сегодня пасмурный туманный день, однако, я все равно вынужден одеть поляризационные очки, в такой рыбалке важны нюансы, заметные в прозрачной воде визуально.

Ловлю начинаю с той самой единственной вертушки Trait #00: забрасываю вдоль берега к противоположному левому краю озера и провожу в среднем темпе. На второй проводке, когда я попал приманкой к месту впадения ручья, сразу заметил в том районе движение и ощутил поклевку, но мимо. На повторных забросах никакой реакции больше не наблюдал, потому вскоре сменил вертушку на воблер Ryuki 50F. Но и воблер за десяток проводок не привлек внимания форели. Тогда, помня опыт зимней ловли запрессованной радужки на одном из платных прудов в Краснодарском крае, перехожу на резину. В коробочке завалялся один розово-лимонный червь, которого я насадил на крючок Owner S-59 #6. Никакую огрузку не применяю, весь смысл в том, что приманка должна очень медленно тонуть. Но, кроме того, чтобы привлечь внимание форели, при рывках червь должен совершать активные кувырки, для этого он насажен на крючок ассиметрично. Техника ловли проста, но рассчитана на терпение: недальний заброс, падение приманки примерно на половину глубины, затем серия рывков и снова свободное падение. В прозрачной воде червя и его поведение видно на всем протяжении проводки, поэтому контроль над приманкой визуально происходит постоянно.

На одной из первых же проводок червем заинтересовалась солидного размера форель. Она подплыла к приманке, внимательно ее рассмотрела, но хватать не стала, развернувшись и оплыв ее вокруг. Я сделал несколько легких кистевых рывков, червь, извиваясь, будто живой, поднялся на меньшую глубину. Это снова привлекло внимание форели, со второго захода она без колебаний схватила червя, я сразу сделал подсечку и вырвал приманку из пасти пеструхи. Поторопился…

Сообщаю об этом Егору и делюсь с ним червем, объяснив, что и как нужно делать. Напарник пошел упражняться, а я продолжил уговаривать эту форель, она явно далеко не ушла, ведь я ее не уколол. Так и оказалось, на очередной проводке она же сопроводила приманку, но выдерживала безопасное расстояние, отнесшись к «вкусности» с недоверием. При следующей проводке она и вовсе перестала проявлять интерес к червю. Перехожу чуть в сторону, ближе к левому углу озера, где впадает ручей. Делаю максимально дальний заброс, насколько позволяет это сделать не огруженная легкая приманка, даю червю погрузиться как можно глубже и, в той же рывковой манере, провожу его с продолжительными паузами. Неожиданно у моей приманки появляется форель, которая сначала внимательно осмотрела подозрительный объект, но, все же, не удержалась, у самого берега, на моих глазах проглотив кусок силикона вместе с крючком. Учтя неудачу предыдущей поклевки, хладнокровно выдерживаю двухсекундную паузу и подсекаю – есть! Рыба тут же вылетает на высокую свечку и всячески пытается избавиться от крючка, засевшего в пасти.

Форель, весом 700-800 граммов, клюнула лишь в метре от берега и накоротке оказала очень отчаянное сопротивление, проверив на прочность смонтированную «из того, что было» снасть.

Звуки всплесков привлекли внимание Массимо, он очень обрадовался пойманной рыбе.

Аккуратно вынимаю крючок из пасти, в которой нахожу еще несколько затянувшихся отверстий от крючков – ее ловили до меня. Впрочем, я не причинил рыбе существенных травм, мой крючок не имеет бородки, поэтому наша с рыбой борьба имела стопроцентно спортивный характер. Отпускаю рыбу и продолжаю ловлю.

Уже интересно! Ключик подобран быстро. Егор тоже воодушевился, расспросил меня более детально о нюансах проводки и продолжил ловлю с еще большим энтузиазмом.

Я обхожу угол озерца вокруг. В месте впадения ручья в озеро стояла форель, которую своим броским видом я спугнул. Надо переодеться, запасная куртка лежит в машине, до которой еще нужно дойти, а терять на это время совсем не хочется – включился азарт!

За местом впадения ручья обнаруживаю старый ствол дерева, уходящий под воду, а сбоку от него отвесный кусок скалы, в подводной части которой имеется ниша, похожая на грот. Здесь она есть стопроцентно, но вот забросить в это место, да еще почти ничего не весящей приманкой, весьма не просто – сильно мешает ствол дерева. Иного выхода, кроме как встать на одно колено и забрасывать с нижней позиции, я здесь не увидел.

Первым же забросом попадаю точно в намеченную зону и жду, давая приманке опуститься как можно ниже. Но переборщил – в придонном слое моя приманка обрела вечный покой на ветви утопленной ветки, мертвый зацеп... На обычной рыбалке я бы и не обратил никакого внимания на потерю, ведь черви – это мелкий расходник, но не здесь, уж очень ресурсы ограничены.

Привязываю новый крючок, теперь взятый у Егора. Оранжево-лимонных червей в моем арсенале больше нет, перехожу на светло-коричневых, которых в единственной пачке довольно много, но на двоих такими темпами может не хватить.

Насадив свежего червя на крючок нужным образом, забрасываю его туда же под скалу. Я опасался, что на фоне темного дна, покрытого упавшими листьями, коричневую приманку не будет видно достаточно хорошо, но опасения сразу рассеялись, как не странно, приманка была ничуть не менее броской, чем предыдущий яркий червь. Теперь я не стал опускать здесь приманку излишне глубоко, проводя червя примерно на глубине 50-60 см от поверхности. Уже на первой же проводке я увидел форель, заинтересовавшуюся столь аппетитно извивающимся объектом. Рыба не спеша шла позади приманки, рассматривая ее, но не решаясь подплыть ближе для атаки. Тогда я применяю хитрость – останавливаю проводку, отпуская червя в свободное падение. Это срабатывает мгновенно: форель погружается вглубь вслед за приманкой и, лениво и медленно, кусает его. Снова выдерживаю паузу, разглядывая, как форель пережевывает мягкий пластик и, когда весь червь скрывается в пасти пеструхи, подсекаю – есть! Эта пеструха заметно крупнее и оказала соответствующее сопротивление, всеми силами пытаясь скрыться под донной корягой, на ветке которой покоится моя оборванная приманка. Снасть выдержала и эту прыть, довольно быстро мне удалось взять рыбу из воды.

Эта форель весит заметно больше килограмма, мне все больше и больше нравится этот прудик!

Перехожу на новое место за скалу.

Здесь глубина несколько меньшая, дно просматривается почти повсеместно. Однако забросы совершаю под иным углом в направлении, которое дает наибольшее число бликов. Если обратите внимание, так бывает в любой день на любом водоеме. Это зависит он направления солнечных лучей: в попутном им направлении видно великолепно, в поперечном или противоположном – плохо. И вовсе не важно, пасмурно, туманно или же солнечно. Лучи проникают сквозь облачность и не меняют своего направления, поэтому и сейчас, когда из-за тумана видимость не превышает 30-40 метров, этот эффект присутствует. Но на лесном озере с этим бороться можно. На противоположном берегу много деревьев, стволы которых проецируются на поверхности воды. Их отражения перекрывают путь лучам и создают на воде своего рода коридоры, в которых почти нет бликов, что упрощает возможность заглянуть вглубь водоема. Именно поэтому я начал забрасывать червя строго по «коридорам» отражающихся деревьев, в которых очень хорошо видна приманка на всех стадиях проводки. Если попасть строго в «коридор» не получается, а приманка падает немного в стороне, то достаточно сделать несколько шагов по берегу влево или вправо, чтобы «поймать проекцию».

Этой методикой я пользуюсь довольно часто на рыбалках в горах, где визуально отслеживать и приманку, и рыбу приходится почти всегда.

Здесь эта методика сработала великолепно, именно благодаря визуальному отслеживанию поклевоки на этом месте в течение пятнадцати – двадцати минут я поймал третью форель.

К слову, тактильно столь вялые поклевки на не огруженную резину отследить почти невозможно.

Четвертая форель была мною поймана в том же ключе: заброс по проекции ствола, длительная пауза, во время которой червь опускается почти на самое дно и проводка мелким подтвичиванием, но, при этом, не поднимая приманку даже до половины глубины. Форель, которая заинтересовалась червем, долго не решалась схватить приманку, крутясь вокруг. Тогда я поступил кардинально – дал червю упасть да дно. Как только приманка коснулась донной поверхности, у форели буквально случилась паника: она начала метаться, пытаясь поднять «вкусность» со дна. Выбрав момент, когда рыба направлялась мордой к приманке, я сделал легкий кистевой рывок вершинкой спиннинга, подорвав червя и тут же рыба жадно и яростно проглотила червя!

Эх, такие моменты на видео бы снять – очень эффектно и красиво.

На сей раз попалась самка, тоже худая.

Мы провели на этом пруду уже больше двух часов. Массимо с противоположного берега сказал, что не стоит сильно упираться здесь, ведь в округе еще очень много озер, в которых обитает не только пеструха, но и голец, басс, окунь, судак и «пуччини». В разговоре я попытался выяснить, что такое «пуччини». Массимо объяснил кратко: ручьевая форель с крупными красными пятнами. В тот момент я не представлял о чем речь, с такой рыбой пока не сталкивался и его слова воспринял не придавая им особого значения. Он, видимо поняв, что я не в теме, достал смартфон, на нем открыл одну из страничек итальянских форелистов и показал мне фото той самой «пуччини» - я замер в остолбенении! Это невероятно красивая рыба! По фото сложилось впечатление, будто она не настоящая, а нарисована профессиональным компьютерным дизайнером! Я спросил, где такую можно поймать, на что Массимо пообещал к вечеру показать озеро, в котором обитают эти «пуччини».

Решаем перейти на соседнее озерцо. Но перед этим я, все же, решаюсь сходить в машину и переодеть куртку.

Новое место заметно отличается от первого озерца: площадь пруда больше, вода мутнее, а глубина больше. Здесь уже имеет смысл использовать другие приманки, например, воблеры с заглублением до метра, но, увы, их у нас нет.

Я сменил червя на единственную вертушку, сделал несколько проводок в разном темпе подмотки, но, чувствую, что нет то… Снова ставлю червя. Вода здесь не такая прозрачная, поэтому отследить визуально работу приманки на глубине более 30-40 см не представляется возможным. Проводя червя на грани видимости, я заметил около него подозрительное движение, дал паузу и ощутил через удилище тактильно легкое пощипывание приманки. Дал двухсекундную паузу, подсек – есть! Но это не форель, а окунь.

Егор ушел в противоположный край озера. У него нет поляризационных очков, поэтому ему очень сложно отслеживать и работу приманки и, соответственно, заметить поклевку ему очень трудно. Я, визуально осматривая воду и совершая разведывательные забросы, потихоньку двигался в его сторону.

В районе, где ручей вытекает из запруды, у самого берега на небольшой глубине обнаруживаю одиноко стоящую рыбу, внешне похожую на форель строением тела, но имеющую брюшные плавники с яркими светлыми лучами. Сомнений нет – это голец! Эту рыбу я ловил на высокогорных озерах в Андорре в 2009 году. Голец встречается во многих европейских речках и, что интересно, у него те только совпадает период нереста с ручьевой форелью, но и генетический тип позволяет им скрещиваться. В результате такой природной селекции получается очень интересное потомство, особи которого в своей внешности сочетают черты обоих видов. Такой гибрид называют мраморной форелью. Однако, природа не глупа, мраморная форель генетически не способна к размножению. Это, можно сказать, защитный механизм, сохраняющий виды без мутаций и негативных изменений.

Голец, которого я обнаружил под берегом, несколько раз пытался атаковать червя, но так этого и не сделал.

Егор тем временем перешел вытекающий ручей и направился ловить у лежащего в воде ствола дерева. Мне тоже было интересно это место, поэтому, года голец перестал реагировать на мои попытки соблазнить его червячком, тоже перехожу ручей и иду к Егору. Напарник говорит, что на первой же проводке его червя попыталась атаковать какая-то рыба, вроде бы и похожая на форель. Я встаю на место Егора, забрасываю червя, даю ему опуститься под ствол лежащего дерева и тут же ощущаю поклевку того же характера, что и при поимке окуня. Выдерживаю паузу, подсекаю – есть! На крючке оказался окунь, но не наш, а американский – попался мелкий басс!

Массимо сказал, что удивлен видеть тут басса, он считал, что в этом озере его нет. Возможно, здесь его поголовье не велико, а пойманный мною носит случайный характер.

Недолго поупражнявшись здесь, переходим на третье озерцо. В нем вода несколько более прозрачна. Я встаю сразу в районе, где из него вытекает ручей, а Егор чуть дальше. Через некоторое время он мне говорит: «Мимо меня проплыли какие-то рыбы, похожие на бассов!» Я обхожу его, всматриваюсь в воду и вижу у дна стаю некрупных рыб, действительно, это бассы. У Егора кристальная мечта поймать этого американского бойца, он до этой поездки видел бассов только на фотографиях и в видео, но никогда не ловил.

Мы начали попытки соблазнить большеротых червями, однако они не реагировали. В один из моментов, когда я шевелил червя в придонном слое, из стаи бассов выскочила одна рыба и проглотила приманку, я подсекаю и… Это обычный наш окунь.

Делаю еще заброс, опускаю червя на дно, поклевка и снова попадается обычный окунь.

Видимо, наши полосатые сейчас более активны, чем их американские дальние родственники.

На этом озерце я увидел и форель, патрулировавшую акваторию у самой поверхности. Нахлыстовики очень любят, когда форель бродит в поисках чего-то съестного по-над поверхностью воды, в такие моменты ее можно ловить на «сухую» муху прямо с поверхности. Я же подбросил на пути следования этой форели червя, она, было, отреагировала, даже прикусила его за самый край хвоста, но тут же выплюнула и удалилась вглубь. Не понравился он ей.

Проведя здесь еще около часа, предлагаю вернуться обратно на верхнее озерцо, там дело шло очень хорошо. Возражений ни от Егора, ни от Массимо не было.

Вернувшись на первый прудик, я решил следовать тоже самой тактике, которую выработал здесь с утра – ловля вприглядку. Однако теперь форели почти не видно, будто ее здесь сильно проредили. Иногда удавалось заметить отдельные особи, однако они никакого интереса к приманкам не проявляли. Я уперся на одном месте, которое мне казалось наиболее перспективным. Здесь периодически в зону моего зрения заплывала одна крупная форель, однако от предлагаемой приманки она отворачивалась и уплывала сразу, как та попадала в воду и начинала тонуть. Возможно, утром она уже познакомилась с этой приманкой и теперь ее опасается.

За полчаса так и не было ни одного сколь - либо серьезного момента. Массимо предложил переехать на другое озеро, в котором есть та самая «пуччини». Я сразу ответил согласием и пошел вокруг озера в направлении тропы, по которой мы спустились от машины. В месте, где в пруд втекает ручей встречаю Егора. Он усиленно бросает червя, явно имея визуальный контакт с вожделенным объектом ловли. Всматриваюсь в прозрачную воду – да у него здесь «аквариум»! На небольшом пятачке крутятся в толще сразу три форели и Егор говорит, что это еще не все. Рыбы реагируют на такого же точно червя как у меня, которого предлагает Егор, но почему-то не решаются атаковать. Я решил тоже попробовать уговорить какую-нибудь из рыб. Спустился к воде, вгляделся и увидел, как у самой поверхности плывет солидная пеструха. Забрасываю червя в полуметре по направлению ее движения и тут же начинаю проводку легкими кистевыми короткими рывками, заставляя червя извиваться у самой поверхности воды. Форель на это реагирует мгновенно: ускоряется, догоняет приманку, атакует, но мажет, затем догоняет снова, молниеносно заглатывает червя, я даю секундную слабину и подсекаю – есть! Эта форель клюнула красиво и эффектно на наших с Егором глазах всего в паре метров от берега, а Слава Тин снял поимку этой рыбы от заброса до поклевки и яростного сопротивления рыбы при вываживании.

Больше решаем здесь не упираться, светлого дневного времени у нас осталось лишь пару часов, надо торопиться, поэтому идем к машине и переезжаем на другое озеро.

К слову, новый водоем находится совсем не далеко, путь на машине занял всего две минуты. Подъехав к новому озеру, я не сразу понял где оно – кромешный туман.

Спускаюсь к воде и у берега вижу приличного басса, стоящего под самой поверхностью. Подкрадываюсь к нему, забрасываю того же самого червя, но большеротый разворачивается и уплывает вглубь. Прохожу вдоль берега и теперь наблюдаю целую стаю бассов, каждый из которых не менее килограмма, стоящих точно так же под самой поверхностью. Забрасываю и им червя, но и эти рыбы расплываются и скрываются в мутноватой глубине.

Пройдя всего три десятка метров вдоль берега я увидел очень много бассов, держащихся под поверхностью, но все они на появление моей приманки реагировали одинаково – просто скрывались в глубине… Между ними периодически проплывали форели, видимо радужные, судя по внешнему виду, но и они не желали «кушать» мою приманку. Червь в этом водоеме явно никому не интересен. Тогда ставлю вертушку и начинаю прочесывать акваторию. В месте, где в озеро втекает вода, замечаю крупную рыбу, держащуюся под поверхностью. Забрасываю в ее направлении вертушку и провожу мимо. Реакция последовала мгновенно: ускорение, поклевка, затем свечка и сход… Успел рассмотреть – это был голец, а вес его я оценил в пределах 1,5 – 1,7 кг. Обидно, что сошел, но ничего, раз клюнул, значит мои действия имеют верное направление!

Неподалеку стоит Егор. Слышу всплески, всматриваюсь сквозь туман в его направление – тащит рыбу, но та у самого берега сходит… Выразив свои эмоции несколькими даже итальянцам понятными русскими словами, он мне говорит: «Леха, это была радужка!» Я ему в шутку отвечаю: «Значит ты ничего не потерял!»

Я решил продолжить прочесывать акваторию при помощи вертушки, ни на что ее не меняя. Продвигаясь вдоль берега, делаю заброс за забросом, проводку за проводкой и, в один момент, вдруг неожиданно происходит четкая резкая поклевка – есть! С подсечки рыба выходит на хвост и начинает «плясать» по поверхности. Однако засеклась она надежно и вскоре мне удается взять ее в руку – наконец-то попался голец!

Егор пошел по другому берегу, поэтому я не смог передать ему информацию, но, уверен, он сообразит, что нужно делать.

Периодически, то тут, то там, мимо проплывали гольцы, но реагировать на любую из моих приманок они напрочь отказывались.

Пройдя вдоль озера пару сотен метров, обнаруживаю, что оказывается уже обошел его вокруг. Туман коварен, в нем трудно сохранять пространственное ориентирование. Встречаю Егора, который решил реализовать свою давнюю мечту – поймать басса. Печальным голосом сообщает, что поставил офсетный крючок с центральной огрузкой, оснастил его слагом от OSP, на одной из проводок произошла поклевка, он подсек и оборвал в пасти басса приманку… У него в запасе оказалось еще несколько крючков и пять-шесть слагов. Беру у него один комплект, оснащаю и пробую уговорить бассов, держащихся в придонном слое. Большеротые плавают у поверхности повсеместно, но вот активности никакой не проявляют. Быть может те, что у дна настроены хоть как-то питаться…

В какой-то момент у Егора на слаг в придонном слое происходит очередная поклевка, он подсекает и, сомнений нет - басс! Мечта сбылась! Но... Нет... Подведя пойманную рыбу к берегу, Егор определяет в ней нашего обычного полосатого окуня...

За остаток времени и у меня, и у Егора были поклевки, но, увы, реализовать их не удалось. Но сама по себе рыбалка в тумане очень необычна и по-своему впечатляет. День подошел к концу и мы, уставшие, но заряженные эмоциями, возвращаемся на побережье. Массимо пообещал послезавтра вывести нас на другое озеро, где шансов на поимку той самой "пуччини", о которой он много рассказывал сегодня, намного больше.