8 мая 2014 года
08.05.2014
Алексей Шанин (148 статей)
поделиться

8 мая 2014 года

Сегодня сбылась моя очень давняя мечта – побывать в самом верховье любимой голавлевой речки. Попасть туда – задача крайне непростая, но оно того стоит! Расскажу обо всем по порядку.

Совершить поход в эти места я планировал уже несколько лет. Сделать это мешали то занятость, то погода. И вот теперь, когда мое любопытство: «А что же там?!», пересилило всё, я решил свободный день полностью посвятить этой давней мечте. Идеей прогуляться в верховье я давно поделился с Алексеем Ивашковым и сразу заразил ей.

Из города выдвинулись в 8.00, к 8.40 выехали на грунтовку, идущую по ущелью до последнего самого верхнего населенного пункта, а дальше начинается то, что дорогой назвать никак нельзя – направление из грязи с очень глубокой колеей от грузовиков, залитой жижей.

По этому «ужасу» мы проехали еще семь километров, где то, что нам казалось дорогой, стало напоминать противотанковый ров, куда я уже не рискнул заезжать. Ведь до ближайшего трактора минимум семь километров… Здесь, у брода через реку, мы собираем снасти и оставляем машину.

Дальше в наших планах марш-бросок вверх по реке, насколько это возможно. Но перед этим решаем очень быстро пробить симпатичную ямку у того места, где припарковали машину.

Я ставлю мелкий крэнк Anglers Republic Bug Minnow 25, на одной из первых же проводок его хватает голавлик, но тут же сходит. Вслед за мной поклевка происходит и у Ивашкова, но у него рыба засекается надежно.

Поклевок больше нет. Решаем не тратить время и совершить то, ради чего сюда и пробрались – пойти вверх. Ночью прошел дождь, поэтому отдельные ручьи были очень мутными, что сказалось на не вполне кондиционном цвете воды – она в реке не столь чиста, как хотелось бы. Впрочем, по пути нам встречались отдельные участки, где вода была вполне прозрачной.

Шли без остановок, изначально договорившись, что наш путь должен занять не менее двух с половиной часов. В итоге на марш-бросок мы потратили более трех часов! Местность там не самая трудно проходимая, но быстро идти получалось далеко не всегда. Потому за это время удалось пройти всего около десяти километров. Позже я посмотрел спутниковые снимки в высоком разрешении и с удивлением понял, что до самого истока реки и, соответственно, водораздельного хребта, мы не дошли всего пару километров! Там, за хребтом, берут свое начало реки, впадающие в Черное море и в них есть даже форель! Да и до самого моря тут не так далеко – максимум 35-40 км. С этого уровня мы начинаем наш спуск вниз по реке. За световой день планируем пройти весь участок реки до самой машины. Задерживаться тоже нельзя – обратный путь грозит быть непростым, дорога невероятно тяжелая… Оговариваем, что следим за временем и за час до наступления темноты нам необходимо уже выехать обратно.

Спустившись к реке, нас постигло разочарование – жуткий мутняк! Я бы сказал, безнадежный.

Но странно то, что всего парой километров ниже, пока шли вверх, мы видели из леса речку и она была кондиционной прозрачности. Видимо, муть началась не так давно (выше прошел ливень), поэтому принимаем решение идти вниз вдоль русла и искать чистую воду.

Пока шли, особо интересных мест не видели. Еще около сорока минут мы потратили на то, чтобы спуститься до участка, куда муть еще не дошла и, надо сказать, вышли очень удачно: первая же приличная яма оказалась наполовину мутной, т.е., темная вода только дошла сюда. Алексей Ивашков ставит ZipBaits Baby Hickory SR тигрового цвета – под стать прозрачности.

Пока я выбирал приманку, которую стоит предложить голавлям, Алексей поймал!

Да, рыбка не большая, но на этой высоте мало вероятности встретить что-то трофейное.

Я прохожу ниже, тоже ставлю Baby Hickory SR, правда, более темной расцветки и быстро ловлю первого голавлика, но не простого, а эндемичного. Это вид, который встречается только здесь и еще в десятке соседних речек – афипский голавль.

Он не вырастает до солидных размеров, в отличие от кавказского голавля (тот же европейский голавль, но со своими ихтиологическими особенностями), лично я никогда не видел особей крупнее 30 см. Рыбка хоть и не велика, тем не менее, очень приятно ловить в речке, где уживаются сразу два вида голавлей.

Кстати, чуть не упустил один момент. Сегодня у меня в руках не привычный инструмент Pontoon21 Stylo, а новая палочка от Megabass серии Blizzard, в данном случае, имеющая форелевую направленность подсерии Lite War с тестом до 5 граммов. В руку спиннинг лег сразу, точные забросы в столь стесненных условиях маленькой речки стали получаться сразу.

Проходим к следующему приямку.

Делаю дальний заброс и сразу ловлю второго голавля, только теперь «европейца».

Чем ниже мы спускаемся, тем чище становится речка. Приямки и плесы радуют своей красотой, вот только голавль явно капризничает – на трех подряд перспективных ямах у нас было только по сходу. Конечно, помня о времени, мы особо и не упирались в каждое место, ограничиваясь всего лишь несколькими забросами. Однако, как правило, активная рыба проявляет себя уже на первой же проводке, но не сегодня.

Очередным местом, которому мы решили, все же, уделить некоторое время, стал длинный плес, который я сфотографировал со скалы, когда мы только поднимались вверх. С высоты мы разглядели стайку неплохого размера красноперых и теперь имеем возможность их «накормить» приманками.

Ивашков остался вверху плеса, а я спустился в его центральную часть. Вода довольно прозрачна, хорошо видны мелкие голавли, но тех, что были замечены сверху, не обнаруживаю. Делаю недальний заброс, на всплеск от упавшей приманки тут же бросается вся мелочь – быстро выматываю, не дав ни одному из малышей укусить приманку и забрасываю диагонально подальше, попадая в мелководье без рыбы. Раз у поверхности одна мелочь, значит рыба покрупнее держится внизу, поэтому заглубляю Baby Hickory SR на 50-60 см и веду его средне-быстро. На середине проводки происходит мощная поклевка – есть! Судя по силе сопротивления и взвизгу фрикциона, попался голавль более солидного размера. Рыба засеклась одинарником очень надежно, но, при этом, не получила сколь–либо серьезной травмы.

Поэтому с чистой совестью отпускаю красноперого на волю.

Локальность места не позволяет поймать более одной рыбы с плеса. Со скалы мы видели нескольких рыб, как нам показалось, даже большего размера, но вот поимка одного надолго настораживает остальных, которые, скорее всего, уже укрылись в неком подводном убежище. На любом подобном плесе есть четкое правило – крупный голавль присутствует только там, где есть подмытый берег, навал веток и коряг, скальные плиты с нишами или большие валуны, под которыми можно укрыться. Если укрытия нет, то и шансов поймать голавля более 150-200 граммов почти никаких, крупные особи просто не задерживаются в местах, где нет возможности спрятаться. Исключение составляет только период большой воды, когда сам объем воды является отличным спасением от любой опасности.

Проходим ниже. Я замечаю очень симпатичное местечко – приямок с вымытым углублением между корней двух деревьев.

Здесь точно есть активная рыба! Делаю заброс, на всплеск упавшей приманки тут же выскакивает толпа мелочи и я мгновенно выдергиваю воблер. Повторяю заброс, только теперь выполняю его под дальний берег и при проводке даю приманке опуститься поглубже. Как только воблер достигает этой самой промоины, тут же следует поклевка – есть! Но голавлик попался совсем небольшой.

Чувствую, что крупняк здесь точно есть! Забрасываю вновь точно также, снова в промоине происходит поклевка, но рыбеха сходит – такого же размера был красноперый. После этого наступила тишина… Если здесь и был активный голавль покрупнее, то уж точно спрятался, а с выбором укрытий здесь у рыбы полный порядок!

Ивашков тем временем облавливал приямок ниже по течению. Тишина, ни поклевки.

Идем дальше. Через несколько десятков метров за поворотом реки перед нами открывается вид на великолепную глубокую яму.

Здесь есть и подмытые корни, и навал бревен с корягами! Идеальное место, здесь точно живет он – глава местной голавлевой диаспоры. В предвкушении у нас обоих даже слюнки потекли. Делаем по забросу и я тут же ловлю что-то некрупное. Попался афипский голавль, но крупнее среднего размера для этого вида рыбы.

Отпускаю рыбку, перехожу чуть ниже, забрасываю, веду в придонном слое и вскоре происходит мощный удар: фрикцион взвизгивает, рыба рванула вверх и у поверхности солшла… Это было солидный голавль, но не крупнее 600-700 граммов. Однако сегодня еще даже таких в руках не держали.

Алексей стоит рядом и забрасывает по той же траектории. Я решил перевязать воблер – леска слегка потерлась. Пока по-новой привязывал воблер, в какой-то миг подумал: «Надо спросить у Ивашкова, как давно он перевязывал воблер?!» Но спросить не успел – он подсекает, срабатывает фрикцион и… Обрыв! На леске остались следы потертости и порвалась она выше узла – недоглядел. Этот момент нужно довести до автоматизма: через каждые 10-15 забросов проводить пальцами по лески, проверяя ее на предмет деформации, иначе велика вероятность так и не реализовать поклевку дня, как это случилось сейчас.

Больше эта великолепная яма так и не дала поклевок. Но на будущее мы ее запомнили, теперь найти к ней дорогу значительно проще – знаем, куда идти.

Места здесь действительно не истоптаны, сказывается отсутствие дороги и населенных пунктов. Нет даже туристических троп, да и на рыбалку сюда вряд ли кто-то пойдет, мало любителей проделывать подобные пешие прогулки по диким местам.

Повсюду очень много следов дикого зверя: олень, горная лань, дикая коза, косули, кабаны, лисы, еноты, волки… Не встретили лишь следов медведей, но и они здесь точно есть. Забегу немного вперед и отмечу, что пройдя ниже по реке в очередном месте у меня состоялся контакт с дикими зверями и это даже удалось запечатлеть.

Дальше мы шли вдоль реки довольно быстро. Просто задержаться особо негде, почти везде мелководные очень маленькие заливы, но в большей степени преобладают перекаты. Так мы прошли почти километр, лишь в одном месте Ивашков решил немного передохнуть, забравшись на давно поваленный поперек реки ствол дерева.

Я прошел чуть ниже. Через пару десятков метров наткнулся на довольно перспективный, но мелководный приямок.

Делаю дежурный заброс, провожу воблер против течения и, когда, было, уже хотел выматывать приманку и идти дальше, происходит поклевка – попался средненький голавль.

Тем временем Алексей Ивашков решил поменять тактику и поставил мелкую вращающуюся блесну Pontoon21 Trait #00. Дело у него пошло с феноменальным темпом – в любом месте на каждой проводке происходит поклевка! Но! Одна мелочь, клюют голавлики и быстровки размером с палец. Впрочем, из этого огромного количества поклевок можно вполне ожидать и поимку более крупной рыбы. Ведь у голавля довольно часто бывает такое настроение, когда он из всех предложенных приманок выбирает именно мелкую вращалку. Очень давно, когда я делал лишь первые шаги в форелево-голавлевой рыбалке, мелкие вертушки стали у меня самой главной приманкой. Даже в этой речке, но значительно ниже по течению, в 2002-2003 годах я исправно ловил килограммовых голавлей на вращающиеся блесны размером #0-#00! Да и водоток здесь позволяет хорошо набить руку для использования мелких вертушек в столь стесненных мелководных условиях.

Ивашкову настолько понравилось ловить двумя нолями, что эту блесну он решил не снимать до самого вечера. Я же сделал ставку на поиск более крупной рыбы методом отсечения мелочи. Именно воблер позволяет избежать огромного количества поклевок мелочевки: толпа недомерков преследует воблер, некоторые даже пытаются его атаковать, но крупный одинарник парирует эти попытки. Зато если воблер атакует голавль, в пасть которого приманка помещается, то он обязательно будет засечен крючком.

На очередном местечке это лишний раз подтвердилось. Ивашков с каждой проводки ловит мелочь, а я, совершив несколько пустых проводок, все же, засекаю рыбеху покрупнее.

Голавль не велик, но воблер целиком скрыт в его пасти. Чтобы освободить рыбу, не нанеся ей травмы, пришлось воспользоваться специальным инструментом. Крючок разместился в пасти очень удачно, войдя в пространство под жаберную крышку, даже не проколов мягкие ткани.

Если бы это был тройник, контакт с ним при подобном расположении мог закончиться для рыбы очень тяжелыми травмами. А так – отделался легким испугом и даже не укололся.

Пройдя ниже, за очередным приямком замечаем большой старый мост со сгнившими деревянными перекрытиями, сквозь который уже давно растет лес. Когда-то здесь проходила короткая дорога на черноморское побережье, но о ней давно забыли.

Как не странно, яма у моста не принесла ни единой поклевки. Решаем не задерживаться, ведь время уже четыре вечера, а пройти предстоит еще очень немало.

На очередном локальном приямке Ивашков начинает с каждой проводки выхватывать мелких голавлей. Мне с воблером здесь делать нечего, поэтому иду ниже в поисках более глубокой ямы. Такое местечко нахожу в сотне метров ниже по течению: длинный плес с солидным углублением в самой нижней его части.

Тихо подкрадываюсь, делаю дальний заброс, заглубляю приманку и вскоре происходит поклевка – есть!

Голавлик оказался несколько крупнее среднего, но все равно далеко не гигант.

Пока я фотографировал пойманную рыбу, за спиной в лесу начал усиливаться какой-то шум: топот, ломающиеся ветви – явно кто-то бежит в моем направлении. Я обернулся и в ту же секунду в нескольких метрах от меня на огромной скорости из лесной чащи выбежали две кавказские косули! Самец и самка, которые не обращая никакого внимания на меня, занимались брачными играми! Особенно приятно, что появление этих скоростных млекопитающих я успел сфотографировать!

Убежали животные столь же молниеносно, как и появились. Меня это привело в совершенно дикий восторг, я очень эмоционально рассказал о произошедшем Ивашкову. Странно, но находясь всего в нескольких десятках метров от меня он совершенно ничего не слышал и не заметил.

Ниже по течению река приобретает новый характер: долина стала шире, лес уже не полностью скрывает русло в тени, само же русло перешло в мелководный длинный перекат.

Поэтому в поисках очередной ямы пришлось пройти довольно солидное расстояние. Новое местечко оказалось весьма перспективным, ведь здесь есть и глубина, и подмытые корни.

Делаю заброс под противоположный берег к самым корням деревьев, начинаю проводку и почти сразу следует поклевка – есть!

Снова попался голавлик — середнячок.

Отпускаю рыбку, повторяю заброс туда же, проводка… В момент, когда воблер уже выходит на мелководье под моим берегом вижу, что за ним на некотором удалении следует неплохой голавль, на вид, где-то с полкило. Однако хватать приманку он не стал, а следующие проводки оказались вообще пустыми. Я попытался подобрать более «вкусный» воблер, но успеха это не принесло. Я склонен полагать, что виной столь низкой активности голавля служит перелом погоды: смена ветра, атмосферного давления и ночной грозовой ливень в районе хребта. Голавль, как и любой другой хищник, наиболее активен при стабильных климатических показателях, тогда, как пики наибольшей активности (периоды жора) приходятся на моменты непосредственно перед резкой переменой погоды. Если следовать этой логике, которая подтверждала свою состоятельность много раз, пик активности голавля был вчера во второй половине дня. Я много раз попадал на такие пики. В эти моменты, когда голавли повсюду клюют на все подряд, может сложиться обманчивое ощущение, будто рыбы в реке нереально много. Но, к глубокому сожалению, это вовсе не так. Если забрать всю пойманную спортивной снастью в период жора рыбу, подобной речке будет нанесен огромный урон, ведь здесь, на столь локальной реке, рыба даже в 200-300 граммов является генофондом.

Прохожу ниже и очень быстро оказываюсь у очень красивой глубокой ямы.

Делаю диагональный заброс и сразу ловлю голавля, который мгновенно отреагировал на упавший в воду воблер.

Размер, опять же, довольно стандартный.

Сегодня, если вы уже обратили внимание, действует преимущественно все то же зимнее правило: «одно место – одна рыба». Действительно, все настолько локально, что поимка одной рыбы с места настораживает остальных обитателей надолго.

Время неумолимо приближается к отметке «Х», когда мы должны уходить. Но покидать столь красивое место, где за весь день мы не встретили даже следа человека, совсем нет желания. Ивашков немного отстал от меня, он каждый перекат облавливал более тщательно и в итоге на блесну #00 поймал несколько десятков рыбешек, одна из которых была вполне зачетного размера. Я, тем временем, прошел ниже и вышел на берег широкой длинной ямы.

По этому месту сразу видно, что здесь живут крупные рыбы. Забрасываю вдоль ямы, начинаю проводку. Воблер лопастью цепляет донные камни – отличный признак, любого хищника такое поведение приманки сводит с ума, заставляя атаковать ее даже самую малоактивную рыбу. Как это часто бывает, голодная рыбы себя проявила на первой же проводке – поклевка на середине ямы и, судя по прыти, это голавль заметно более крупного размера, чем пойманные нами ранее. Рыба никак не поддавалась моим попыткам подвести ее к берегу, всякий раз пытаясь уйти в коряги – знает ведь, где безопасно! Но моя взяла, вскоре голавль показывается на поверхности и больше не ведет сопротивления.

Быстро фотографирую красавца.

Освобождаю от приманки и возвращаю в родную стихию – пусть плывет в родные коряги!

Подоспевший Ивашков меняет вертушку на воблер и с энтузиазмом берется прочесывать эту живописную яму. Но за 15 минут ни у одного из нас поклевок больше не происходит – пресловутое правило… Больше одного голавля с места сегодня трудно поймать, уж очень недоверчивое настроение у рыб.

Сразу за ямой мы натыкаемся на логический финиш нашей рыбалки. В основную реку впадает очень мутный приток, который делает реку ниже слияния совершенно непригодной для ловли.

Мы выходим на тропу и направляемся к машине. День выдался тяжелым, но насыщенным и интересным. Только пешком мы прошли путь в 22 километра по пересеченной местности! Как не странно, у нас нет сумасшедшей усталости, если бы не закат и дорога домой, мы еще ловили бы и ловили… Горы не отбирают силы, а наделяют ими. Поэтому я так люблю в них бывать и заниматься любимым делом – рыбалкой!

Алексей Шанин

Мастер Спорта международного класса по спортивному рыболовству. Обладатель двадцати медалей чемпионатов мира, девять из которых золотые.Пятикратный чемпион России. Автор тематических документальных фильмов о спиннинговой ловле и публикаций в общероссийской и международной периодике.