Таймень: поездка за мечтой!
04.09.2016
Алексей Шанин (154 статей)
поделиться

Таймень: поездка за мечтой!

Наверное, у каждого, даже далеко не самого романтичного человека, есть кристальная мечта. Не знаю как вы, но я мечтаю о многом. И о сбыточном, и о несбыточном. Хотя в этом, все же, стараюсь быть реалистом. Есть у меня и самые сокровенные мечты, которые, подобно хорошему вину, из года в год становятся все желанней и ярче. В моей жизни уже бывали моменты, когда сбывались самые-самые яркие и, даже, казалось бы, вряд ли исполнимые желания. Их осуществление делало меня на миг самым счастливым человеком, заставляя испытывать чувство невероятной пьянящей эйфории. Именно такие эмоции я испытал совсем недавно, когда в своём списке желаний поставил жирную галочку напротив пункта «Таймень».

Наверное, у вас возникает вопрос: «А почему именно таймень?! Что в нем такого особенного?» До этой поездки в Приморский край я и сам не мог сформулировать ответ, но эта рыба, подобно магниту, сильно влекла к себе. Теперь же, после знакомства с хозяином таёжных рек, я могу дать развёрнутый ответ, который можно уловить, прочитав весь мой рассказ.

Таймень – самый крупный на планете представитель семейства лососевых. В настоящее время ихтиологи выделяют два вида тайменей: сибирского, который населяет бассейны великих сибирских рек и дунайского лосося, обитающего преимущественно в горных реках бассейна Дуная в центральной и восточной Европе. Оба вида способны вырастать до очень крупного размера, становясь главными хищниками своих рек. Есть и третья разновидность – сахалинский таймень, который отличается от двух других образом жизни, являясь проходной формой. Формой тела и размерами сахалинский таймень схож и с сибирским, и с европейским, но, всё же, ихтиологи склонны относить сахалинского к отдельному виду проходных лососей.

Ещё в детстве, помню, меня завораживали рассказы деда, выросшего на Енисее: «Идём с ребятами на речку купаться» — рассказывал он – «Смотрим – на встречу нам с реки мужик идет и тащит плащ-палатку. А когда подошли к нему ближе, мы и обомлели – это не палатка вовсе, а огромный таймень с чёрной спиной, которого дядька через плечо держал под жаберную крышку, а хвост тянулся по земле!» Позднее, когда стал активно увлекаться спиннингом, начал перечитывать периодику с рассказами о таёжных рыбалках и пересматривать сюжеты об экспедициях на тайменя. В общем, зацепила меня эта тема очень сильно. Я поставил себе цель: обязательно побывать на правильной реке, где живут эти завораживающие гиганты.

Выбор одной из рек у хребта Сихотэ-Алинь, что в Приморье, был не случаен. Это одно из немногих мест, где до участков обитания больших тайменей можно добраться по реке без вертолётной заброски. Конечно, такой подъём на лодке занимает куда больше времени, но зато сильно экономит бюджет.

BekinLDS_6767

Дорога на машине из Уссурийска заняла без малого сутки и, вот, мы на берегу реки.

BekinLDS_6785

BekinLDS_6769

Перегружаем вещи из багажников в две лодки и ранним утром нового дня начинаем подъем.

BekinLDS_6786

BekinLDS_6843

BekinLDS_6802

BekinLDS_6856

BekinLDS_6859

Здесь для нас все необычно. Трудно себе представить, что в лесу по берегам реки обитают тигры! Если верить словам нашего местного проводника Сергея, больших кошек в этих местах очень много – гораздо больше, чем насчитывает официальная статистика. Но, к сожалению, а, быть может, к счастью, мы тигров не встречали. Хотя, признаться, очень хочется увидеть эту «кису» в дикой природе.

В прошлом году я здесь уже был. Тогда мы поднялись по реке не к верховьям, как планируем сейчас, а остались в среднем течении. Но и там рыбалка мне настолько понравилась, что, без раздумий, я запланировал поездку и на этот год с целью поймать не только вездесущих ленков, но и тайменя. (ссылка на прошлый отчёт: Сихотэ-Алинь: рыбалка в тигрином краю (Часть 1)  и Сихотэ-Алинь: рыбалка в тигрином краю. (Часть 2)  ). Как теперь я понял, нам в том году не повезло с водой: уровень относительно нынешнего был на метр выше, а прозрачность крайне низкой. Теперь же я вижу совсем другую реку: прозрачную, перекатистую, с большим количеством каменных кос, которые тогда были затоплены.

BekinLDS_7336

Поднимались мы почти без остановок, изредка причаливая к берегу для смены очередного топливного бака. После обеда, когда большая часть пути уже была пройдена, одна из лодок, в которой ехали Вадим Грушко и Алексей Ивашков, оторвалась вверх примерно на 20 минут. Мы держали связь по рации, поэтому всегда знали позиции друг друга. На одном из плёсов они решили дождаться нас. Ивашков, конечно же, не смог удержаться от искушения: достал тубус, вынул из него удилище Pontoon21 Stylo SL732L-T с тестом до 10,5 гр., поставил на него старенькую «видавшую жизнь» катушку Certate’10 2500 и привязал вращающуюся блесну Pontoon21 TB Trait #1. В таком виде снасть идеально подходит для быстрой поимки ленка.

Пока мы преодолевали пороги и заломы, рулевой первой лодки предложил сплавиться вдоль наваленных у берега брёвен и ветвей по длинному плёсу. Алексей с радостью согласился. Одним из точных забросов Ивашков уложил блёсенку под коряги… Мелкая «вертушка» первого номера приглянулась какой-то огромной рыбе – это он! Таймень!

Алексей, понимая малую вероятность победить соперника, держа в руках настолько лёгкую снасть, сказал Вадиму и Сергею: «Шансов нет…» Но Сергей, заводя двигатель, ответил: «Ты его возьмёшь!» Вот, где опыт рулевого оказал решающее значение: аккуратно сдав назад и отведя рыбу от завалов, Сергей подошел к каменистой косе, где Алексею уже было гораздо проще справиться с гигантом.

Попытки с десятой Ивашков вывел на мелководье тайменя и зафиксировал поимку, взяв рыбу за хвост – есть!

BekinDSC_5873

Невероятно! Такой легкой снастью ему удалось одолеть тайменя, вес которого составил 11 кг!

BekinDSC_5888

Конечно же, после памятного фото, таймень был отпущен. Мы подъехали уже когда всё закончилось… Хотя, нет, глаза Ивашкова продолжали «гореть», а сам он пребывал в полупьяном состоянии, не веря в то, что случилось прямо сейчас. Это, кстати, его первая рыба весом свыше десяти килограммов, пойманная спиннингом!

Этот эпизод никак не отразился на графике нашего подъема по реке. Поздно вечером, почти на закате, мы высадились на косу, где разбили палаточный лагерь.

BekinLDS_6872

Утром нового дня садимся в лодку и отправляемся вверх по течению.

BekinLDS_6902

Река здесь стала более выражено горной: течение сильнее, крутых поворотов и заломов больше.

BekinLDS_6900

BekinLDS_6907

Сергей говорит, что сюда мало кто поднимается: река сложная и далеко не всем известны проходы по узким протокам, которые позволяют обойти глухие заломы. Ими, как правило, пользуются только местные проводники.

BekinLDS_6912

Именно поэтому рыбы здесь все еще много. Впрочем, нельзя и сказать, что человек здесь редкий гость. Целенаправленно в эти места рыболовы поднимаются, но, что радует, большая часть из них «дружит с головой» и не занимается откровенной рыбозаготовкой. И, что меня удивило больше всего, по уверению Сергея в этих местах гораздо чаще ловят тайменя по принципу «поймал-отпусти», чем в более нижних течениях, где рыбу «душат» нещадно и всю подряд. Его слова нашли подтверждение позднее, об этом расскажу более подробно ниже.

Пройдя вверх около двух часов, попадаем в узкую протоку, где начинаем ловлю легкими снастями ленка, которого здесь настолько много, что стаи довольно крупных рыб (1-2,5 кг) видны повсеместно в прозрачной воде. Однако из-за теплой воды и ярко светящего солнца, реагировать на наши приманки ленки не спешили. Конечно, мы сумели подобрать ключики к несговорчивым рыбам, но об этом я расскажу в отдельной публикации.

BekinLDS_6952

BekinLDS_7278

BekinLDS_7281

BekinLDS_7292

Хариуса в реке тоже очень много. Он весь хоть и не крупный, но очень контрастный и красивый.

BekinLDS_7092

BekinLDS_7094

BekinLDS_6891

BekinLDS_6893

BekinLDS_6896

Однако замечу, что в прилове с ленками, помимо хариуса, постоянно присутствовали не крупные (до 1,5 кг) таймешата. За день каждому из нас удавалось лайтовой снастью их поймать до десятка!

BekinLDS_6923

BekinLDS_6929

BekinLDS_7072

BekinLDS_7075

BekinLDS_7077

Такое количество молоди очень радует – значит, в реке есть устойчивое маточное поголовье, на котором держится вся популяция.

С берега, конечно, целенаправленно поймать крупного тайменя можно. Только это может занять много времени, поэтому, куда проще, при наличии лодки, отыскать рыбу сплавом. Здесь мы всё рассчитали предельно чётко: с утра и, примерно, до трёх часов дня, мы ловим ленков с берега, переплывая от одного интересного места к другому, а к вечеру, ловя, начинаем сплавляться в направлении лагеря.

Сегодня у нас ознакомительный день. Мы много экспериментировали со снастями, подбирая наиболее оптимальные варианты для ленка. Ну а в назначенный час сели в лодку и начали сплав.

Учитывая, что река преимущественно не широкая, я определился со снастью еще в процессе подъема. Учтя прошлогодний опыт и оценив условия ловли, выбор пал на такой комплект: удилище Megabass Blizzard Manipulator BMS702MMHF с тестом до 24 гр.; катушка Daiwa Exist’15 2510RPE-H; шнур Pontoon21 Eighteria 20Lb.

BekinLDS_7273

Щука в этих местах встречается исключительно в старицах, на основном русле её поклевки ожидать не стоит, потому вполне достаточно в качестве поводка использовать флюорокарбон. Мощность моего шнура 20Lb, исходя из этого, я взял «флюр» мощностью 16Lb. Использование флюорокарбонового поводка вызвано не тем, что таймень «перекусит» плетенку. В реке много бревен, камней и веток, с которыми шнур, то и дело, контактируя под нагрузкой, деформируется и быстро теряет прочность. Полуметровый поводок из флюорокарбона, известного своей устойчивостью к абразивному воздействию, позволяет свести к минимуму вероятность перетирания «плетенки».

Сплавляемся. Течение очень быстрое, лодку несет настолько стремительно, что во многих перспективных местах удаётся сделать всего один заброс и очень быструю проводку. В таких условиях шансов детально обловить перспективный участок нет: берег проносится, как скорый поезд. Потому делать всё нужно очень точно, быстро и безошибочно. Невольно ставка делается на быстрый поиск активной рыбы.

Рассчитывая на поимку взрослой особи тайменя, я принял решение не мелочиться и ставить исключительно крупные приманки. С собой я взял наиболее подходящие из числа крупных минноу, устойчиво работающие на сильном течении. Первой приманкой, предложенной тайменям, стал мой любимец от OSP Asura Rudra 130SP. Конечно, учитывая предполагаемые нагрузки сопротивляющегося «монстра», я заменил родные тройники более мощными Owner ST-56 #4.

Первоначально мы не имели особого понимания, где правильней искать тайменя. Проводя аналогию с ловлей ручьевой форели в схожих условиях, я стал «читать» берег и, выискивать такие места, где, как мне думается, вероятнее всего держалась бы крупная особь ручьёвки. На кавказских реках любой залом является «домом» для больших форелей: это и укрытие на случай опасности, и отличное место для засады. Мои догадки в отношении тайменя подтверждает и вчерашний случай Ивашкова – поклевка произошла именно у залома. Но лишнего подтверждения мне долго ждать не пришлось: после очередного заброса под коряги, когда воблер едва коснулся поверхности воды, внезапно выскочила здоровая рыбина, но промахнулась мимо «Рудры». Этот эпизод лишний раз убедил нас, что именно заломам нужно уделять наибольшее внимание.

За очередным поворотом река подходит к отвесному берегу, перед которым имеется участок спокойной воды с неплохой глубиной. Я встаю наизготовку и, дождавшись оптимального момента для заброса, укладываю приманку под скалу и начинаю быструю рывковую проводку. В момент, когда мощный поток уже увёл лодку ниже этого заливчика, в прозрачной воде я вижу мелькнувший бок крупной рыбы и, в тот же миг поклёвка… Подсечка… Рывок под очень сильной нагрузкой и обрыв! Но почему шнур не выдержал?! Причина тому комплексная: поклевка произошла в момент, когда лодка, уносимая сильным течением, стала уходить в обратную от залива сторону, а  фрикцион был настроен так, чтобы парировать рывки под меньшими нагрузками. Не в мою пользу был и сам шнур, его я использую уже весь сезон, потому признаки износа уже были видны невооруженным глазом. Обычно при ловле щуки я допускаю подобное состояние шнура, поскольку знаю особенности износа Eighteria, тем более эта модель у меня одна из основных. Вывод сделан – завтра ставлю более мощную «плетню».

Чтобы перевязаться, прошу Сергея пристать к берегу. С собой на воду запасную шпулю с более мощным шнуром не взял, потому теперь буду ловить осторожней и ослаблю фрикцион. Обрезав наиболее потертый четырехметровый кусок «плетёнки», привязываю «шок-лидер» из флюорокарбона и ставлю еще один классный крупный минноу Pontoon21 Cablista 125SP-SMR. В столь сильно течении этот воблер я еще не использовал, но точно знаю, что в струе он держится устойчиво.

Отходим от берега, сплавляемся до очередного залома неподалеку. Я выбираю наиболее перспективное место для заброса, укладываю приманку под коряги и, начав быструю рывковую проводку, замечаю, что вслед за воблером пристроился таймень длиной около метра. Он сопроводил воблер почти до самой лодки и, напоследок, нехотя боднул приманку, но не засекся. Меня это воодушевило – работает воблер! Да и при проводке игра Cablista 125 настолько активна, что мелькающие бока воблера видны даже на большом удалении.

За время сегодняшнего сплава у нас было уже много шансов поймать стоящего тайменя, но, увы, пока всё мимо «кассы»…

Алексей Ивашков решил не повторяться со мной по приманкам и поставил по моей рекомендации воблер меньшего размера DUO Realis Jerkbait 100SP. У этого минноу гидродинамические свойства очень схожи с воблерами очень популярной форелево-лососевой серии DUO Ryuki, потому для сильного течения горных рек он подходит очень здорово. Но таймени эту приманку пока игнорируют, зато ленки, зачастую крупные, прохода не дают!

BekinLDS_7307

BekinLDS_7309

BekinLDS_7315

BekinLDS_7319

BekinLDS_7327

BekinLDS_7333

Cablista 125, наверное, крупновата для ленка, поскольку у меня их поклевки случались во много раз реже. Но это и хорошо. Более крупная приманка позволяет отсечь поклевки ленков, которыми мы уже обловились в первой половине дня и сконцентрироваться исключительно на таймене.

Солнце близится к закату. Именно этот период времени считается самым лучшим: активность возрастает, рыбы днем державшиеся в укрытии, выходят на охоту.

Дойдя до очередного залома, я узрел интересное местечко: локальный залом, в который бьёт сильный поток, а за ним сразу лежит огромный корень дерева. Делаю заброс под этот корень, начинаю проводку и, в тот же миг, вижу тайменя, который «вылетел» из глубины к приманке. Останавливаю проводку, рыба стоит перед воблером… Пару секунд и, не выдержав, открывает белую пасть и хватает мою «Каблисту»! Есть! Таймень на крючках! Первые моменты сопротивления, когда рыбина активно мелькала боками, мне показалось, что этот таймень просто нереального размера!

BekinLDS_7165

Сергей завёл мотор, и, потихоньку, взял курс к ближайшей косе. Когда глубина стала не более полуметра, я выпрыгнул за борт и принялся аккуратно вываживать трофей. Эмоции просто непередаваемы!

BekinLDS_7171

BekinLDS_7176

BekinLDS_7178

В голове крутилась лишь одна фраза: «Не сойди!»

BekinLDS_7179

Снасть в моих руках соответствующая, поэтому удалось рыбу утомить довольно быстро.

BekinLDS_7189

На мелководье победить крупную рыбу оказалось не сложно и, вскоре, взяв тайменя за хвост, я зафиксировал поимку!

BekinLDS_7191

Такого тайменя я до сего дня даже в глаза не видел! Конечно, картинки из сети не в счёт. Это мой рекорд на данный момент!

BekinLDS_7200

BekinLDS_7213

Стараюсь быть бережным с тайменем, поэтому не выношу его на берег, где о камни он может получить травму.

BekinLDS_7218

BekinLDS_7253

Вес этой рыбы ровно 10 кг.

Помните, я приводил слова Сергея о том, что здесь принято выпускать тайменей? Так вот эта пойманная мною рыба до меня была поймана как минимум дважды! Об этом свидетельствуют два затянувшихся надреза на жировом плавнике.

BekinLDS_7268

Многие рыболовы перед отпусканием делают ножом надрез плавника, являющегося меткой, свидетельствующей о поимке этой рыбы. Очевидно, я третий рыболов, который сфотографировался с этим красавцем.

BekinLDS_7264

Впрочем, я никаких отметок на теле тайменя делать не стал. Но, наверняка, эта рыба будет ещё кем-то поймана.

BekinLDS_7269

BekinLDS_7257

Отпустив могучую рыбину, мне потребовалось время, чтобы привести в норму свои эмоции. Впрочем, уже приближаются сумерки и нужно ехать в лагерь, который находится в двух десятках километров ниже по течению. Местные проводники свободно ездят по реке даже ночью, но нам такой экстрим не нужен. Завтра продолжим ловлю, а сегодняшний разведывательный день прошел просто шикарно.

Продолжение следует…

Ключевые слова таймень ленок
Алексей Шанин

Мастер Спорта международного класса по спортивному рыболовству. Обладатель двадцати медалей чемпионатов мира, девять из которых золотые.Пятикратный чемпион России. Автор тематических документальных фильмов о спиннинговой ловле и публикаций в общероссийской и международной периодике.